Автономная некоммерческая организация Консультационный центр |
Ошибочные цели – ложный результат эффективности общественных закупок (часть1)
АНО "Эксперт" » Статьи посвященные Госзаказу » Ошибочные цели – ложный результат эффективности общественных закупок (часть1)
В. И. Смирнов, д.э.н., профессор Правильное определение целей – основа успеха в любой сфере деятельности, в т.ч. законодательной. Цель совершенствования законодательства об обществен- ных закупках заключается в повышении эффективности этих закупок, т.е. в наи- лучшем удовлетворении общественных потребностей на выделенные обществен- ные средства. Важнейшими средствами достижения этой цели являются прозрач- ность, конкурентность, экономичность, ответственность, противодействие корруп- ции и т.д. В современном российском законодательстве о закупках цель и средства пе- репутаны местами: средства выдаются за «самостоятельные» цели, а истинная цель, в лучшем случае, предается забвению, а в худшем – подвергается гонениям в са- мом законе. В результате индикаторы лжецелей сигнализируют об успехах, в то время как реальное положение с удовлетворением потребностей ухудшается. Прозрачность Прозрачность как средство достижения цели исключительно важна. Из этого исходят все процедуры прокъюремента, начиная с установления условий закупок до объявления победителя. Разработчики закона № 94-ФЗ1 называют прозрачность в качестве одного из главных достижений этого закона. Во имя прозрачности была даже нарушена общепризнанная система способов закупок2, введены никем не признанные аукционы3, искажены традиционные способы – конкурсы, котировки, единственный источник. А что в результате? В результате страна получила узаконенную лжепрозрач- ность, когда заказчик раздет буквально догола, а участник, наоборот, одет как спецназовец в маске, с прорезями вместо глаз. Хотя любой человек, знакомый с ос- 1 Со всеми изменениями и дополнениями на дату написания статьи. 2 Смирнов В. И. Антинаучен и антипрактичен! Ж-л «Госзаказ», № 2, 2005. 3 Смирнов В. И. Аукционам не место в общественных закупках. (www.macroeconomics.ru). 2 новами прокъюремента, знает, что прозрачность должна быть одинаковой для обе- их сторон предстоящей сделки – заказчика и участника. Причем в процессе «исправления» закона № 94-ФЗ эта лжепрозрачность только усугубляется. В общепризнанном законодательстве обязательность публи- кации (размещения) в открытой печати (на открытых сайтах) распространяется «на входе» закупок на извещение о проведении открытого конкурса и «на выходе» – на информацию о результатах этого конкурса. В Законе № 94-ФЗ «информация о ре- зультатах» изначально была неоправданно расширена до публикации (размещения) всех протоколов, что противоречит признанным нормам о конфиденциальности работы конкурсной комиссии. Например, в ТЗ ЮНСИТРАЛ (ст. 11) такая инфор- мация может быть оглашена только по решению суда. Исправления закона № 218- ФЗ пошли еще дальше … в обратном направлении. Теперь в протоколах нужно в обязательном порядке публиковать (размещать) сведения о решении каждого члена конкурсной (аукционной) комиссии о допуске или отказе в допуске каждому уча- стнику размещения заказа, а также сведения о решении каждого члена конкурсной комиссии о присвоении конкурсным заявкам значений по каждому из предусмот- ренных критериев оценки. И это в условиях все еще очень высокой криминогенно- сти в России. В сведениях об участнике изначально не было ничего (ст. 11 закона № 94- ФЗ), что позволяло бы заказчику понять еще до заключения контракта, обладает ли участник всем необходимым для качественного и своевременного выполнения контракта; не было ничего, чтобы преградить дорогу на рынок общественных за- купок фирмам-однодневкам, фирмам-прокладкам и прочим мошенникам. Разра- ботчикам закона этого показалось мало и в «исправляющем» законе № 53-ФЗ были приняты дополнительные меры по «непрозрачности» участников для заказчиков. В статье 22 базового закона появилась часть 2.1. прямо запрещающая заказчикам что- либо узнавать об участниках хотя бы окольными путями: «Не допускается вклю- чать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг . . .) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника . ., включая наличие у участника … опыта работы), а так же требования к его деловой репу- тации, требования о наличии у участника . . . производственных мощностей, техно- 3 логического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходи- мых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта . . .». Анало- гичная часть 2.1. появилась тогда и в аукционной статье 34. Нельзя поверить тому, что разработчики закона не понимают важности вза- имной прозрачности, а значит – прозрачности участника. Что-то им мешает посту- питься придуманными ими же самими принципами. В совместном письме двух ве- домств – Минэкономразвития России и ФАС России от 10 октября 2007 г. "О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков . . ", заказчикам, в частности, предлагается шире применять на прак- тике механизмы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов. Поче- му? Да потому, что заказчикам надуманно нельзя, а финансовым и страховым ор- ганизациям можно и нужно «… осуществлять многоаспектную проверку … по- ставщиков … на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производст- ва товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контрак- та»4. Ну чем не политика двойных стандартов в своей же стране. Конкурентность Для значительной части разработчиков закона № 94-ФЗ конкуренция – это самое важное, самое главное для победы над чем угодно, даже над здравым смыс- лом. В результате конкуренция, ставшая самоцелью, нанесла большой урон качест- ву закона. Поскольку общепринятые в мире требования к квалификации участников неизбежно снижают «главный показатель» – видимость конкуренции (не путать с эффективной конкуренцией, наоборот, предполагающей участие только квалифи- цированных участников), в законе по общему правилу были запрещены все суще- ственные квалификационные требования: к наличию ресурсов, опыта, репутации у участников. Проблески полноценной квалификации пробиваются только в частных случаях, да и то в урезанном виде (частях 2.1 и 3 статьи 11). По сравнению с миро- вой практикой и даже тем, что было в России в 19972005 гг., из законодательства 4 Письмо № 15455-АП/Д04//ИА/18695 от 10.10.2007 г., пункт 2. 4 исчезли крупные процедурные блоки: нормальные квалификационные требования, само понятие и процедуры предварительного квалификационного отбора, полно- ценный квалификационный отбор в процессе проведения конкурса, само понятие и процедуры, так называемой, постквалификации, оберегающей заказчика от кон- тракта с потерявшим квалификацию участником (который уже после подачи заявки утратил ресурсы, «подмочил» репутацию срывом других важных контрактов). Чтобы привлечь к общественным закупкам как можно больше «кого угодно», в законе № 94-ФЗ в качестве дополнительной «меры» был перевернут с ног на го- лову общепринятый механизм подтверждения квалификации участников третьими лицами: налоговыми, арбитражными и другими органами. Мало того, что теперь заказчик должен заниматься не своим делом, порой тупиковым – в случаях с ино- странными участниками, он еще в силу правовых коллизий (после всех поправок закона) в принципе не может к сроку окончания рассмотрения, скажем, аукцион- ных заявок (10 дней) получить нужные подтверждения из налоговых органов. Ведь по НК РФ (ст. 32, п.1, пп.8) налоговики должны предоставлять необходимую ин- формацию по запросу заказчиков «в срок не позднее десяти дней со дня поступле- ния такого запроса». А время на выяснение адреса нужной налоговой инспекции, на сам запрос, на получение ответа? Значит даже соответствие участника формаль- ной квалификации заказчику приходится принимать на веру. Дальнейшее развитие событий предугадать нетрудно. Налоговый должник допускается на аукцион. Сбив цену, он «побеждает» любого добропорядочного по- ставщика. Ведь здесь мы имеем дело не с нормальным аукционом на продажу, в котором участник «автоматически» и сразу отвечает за свою цену (вспомните аук- цион из «12 стульев»), а с аукционом наоборот, на закупку, т.е. с лжеаукционом. В последнем участник может называть любую цену, понимая, что ответ за нее насту- пит не скоро. Далее, с «победителем» по «наименьшей» цене подписывается контракт, по которому выплачивается 30-процентный аванс. Аванс в идеале направляется на по- гашение налогового долга (этот аванс уже никогда не вернуть назад). После этого выясняется, что нужной поставки по такой цене нет и не могло быть никогда. За- тем наступает законодательная невозможность расторжения контракта в односто- роннем порядке, многомесячное судебное разбирательство… В итоге закон об 5 удовлетворении государственной или муниципальной нужды сам создает ситуа- ции, когда такая нужда удовлетворена быть не может в силу надуманных ошибоч- ных процедур. Погоня за ложной целью – за неквалифицированной конкуренцией, по дан- ным статистики не дает даже показушных результатов. Более того, они даже сни- жаются: среднее число участников конкурса в 1998 г. – 4,073, а в 2007 г. – 2,61. Это значит, что неквалифицированные участники вытесняют квалифицированных, ко- торые уходят из сектора общественных закупок, нанося ущерб эффективности этих самых закупок. Экономичность Классическая экономичность закупок означает, что сами процедуры разме- щения заказов должны осуществляться с минимально возможными затратами, га- рантирующими высокий конечный результат – наилучшее удовлетворение потреб- ностей заказчика на выделенные общественные средства. Похоже, что наша статистика такую экономичность вообще не считает, т.к. учитываются лишь затраты на закупку услуг специализированных организаций и затраты на официальную публикацию информации о размещении заказов, доля ко- торых в общем объеме процедурных затрат за рубежом невелика. Зато в качестве главного показателя экономичности, а, заодно, и эффективности закупок разработ- чики закона в один голос называют некую «экономию бюджетных средств», как разницу между суммарными начальными и фактическими ценами заключенных контрактов. Так называемая «начальная цена» – одна из крупных ошибок разработчиков закона № 94-ФЗ, которую никто кроме нас в мире не повторяет. Об этом мне не раз доводилось писать, в том числе и в указанных выше статьях (см. ссылки 2 и 3). В нашем законе она выполняет много вредных функций: дает жизнь закупочным аукционам (без начальной цены аукционов не бывает); искажает почти под аук- ционы традиционные способы закупок – конкурсы и котировки; удобна для расче- тов лжеэкономии; но главное, при иллюзии экономии, она ведет к удорожанию общественных закупок в стране. |
|
|||||||
|