Судебная практика
о признании недействительным муниципального контракта

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 31 марта 2008 г. N А19–12841/07-Ф02–1101/2008

Заместитель прокурора Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Савватеевского муниципального образования (МО), обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-наладочные и пусконаладочные работы» (далее — ООО «РМПНР») о признании недействительными торгов в виде открытого конкурса на поставку блока котла ДКВВр-6.5/13 ГМ, котельно-вспомогательного оборудования и проведения монтажных и пусконаладочных работ для котельной Савватеевского МО; о признании недействительным муниципального контракта N 5/2007 от 17.04.2007, заключенного между администрацией Савватеевского МО и ООО «РМПНР»; о применении последствий недействительности ничтожной сделки — муниципального контракта N5/2007 от 17.04.2007 в виде взыскания с ООО РМПНР" 2 746 988 рублей в бюджет Савватеевского МО.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 декабря 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном суде законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заместитель прокурора Иркутской области обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 декабря 2007 года и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя жалобы, обжалуемый судебный акт является незаконными и необоснованным в связи с неправильны применением норм материального права.

В жалобе заявитель ссылается на то, что отсутствие размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса и размещения конкурсной документации в нарушение требований части 5 статьи 23 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является безусловным основанием для признания конкурса недействительным.

Кроме того, заместитель прокурора Иркутской области высказал свое несогласие с выводами относительно наличия у прокурора обязанности по доказыванию нарушений каких-либо прав и интересов граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силку статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обращаться с иском о признании сделок недействительными при наличии только одного факта нарушения закона.

Представитель прокуратуры Иркутской области в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель ООО «РМПНР» возразил против доводов кассационной жалобы, указав на законность обжалуемого решения.

Администрация Савватеевского муниципального образования извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направила.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Постановлением администрации Савватеевского МО от 05.02.2007 N3п утверждено положение о Единой Комиссии по организации и проведению открытых конкурсов для нужд Савватеевского МО СП в 2007 году, которой было поручено обеспечить опубликование в установленном порядке извещения о проведении открытых конкурсов, аукционов или запросов котировок цен на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Савватеевского МО СП в 2007 году в СМИ — «Муниципальный вестник».

Согласно материалам дела 28 февраля 2007 года в «Муниципальном вестнике» N20 было опубликовано сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку оборудования для котельной Савватеевского МО.

Для участия в конкурсе поступили заявки от ООО Регион «Энергосервис» г.Барнаул, ООО «РМПНР» г. Чита, ООО «Прогресс-Энерго» г. Барнаул.

В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 30 марта 2007 года победителем конкурса признано ООО «РМПНР». По результатам конкурса с указанным участником заключен контракт N5/2007 от 17 апреля 2007 года.

Заместитель прокурора Иркутской области обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными торгов в виде открытого конкурса на поставку блока котла ДКВВр-6.5/13 ГМ, котельно-вспомогательного оборудования и проведение монтажных и пусконаладочных работ для котельной Савватеевского МО; о признании недействительным муниципального контракта N 5/2007 от 17.04.2007, заключенного между администрацией Савватеевского МО и ООО «РМПНР»; о применении последствий недействительности ничтожной сделки — муниципального контракта N 5/2007 от 17.04.2007 в виде взыскания с ООО РМПНР" 2 746 988 рублей в бюджет Савватеевского МО, в связи с тем, что при проведении конкурса были допущены нарушения статьей 21, 22, 23 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку нарушения правил проведения конкурса являются не существенными и не нарушают прав граждан, охраняемых законом интересов общества или государства.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы арбитражного суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца обоснованными и правомерными.

По правилам пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.

В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор как истец в рассматриваемом случае должен доказать, каким образом оспариваемый конкурс нарушает государственные и общественные интересы и каким образом признание заключенного по его итогам муниципального контракта повлечет восстановление нарушенных прав лиц, в защиту которых подан иск.

Статьями 16 и 21 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Перечень сведений, указываемых в извещении о проведении открытого конкурса, определен пунктом 4 статьи 21 Закона.

Суд оценил представленные документы и установил, что извещение о проведении спорного открытого конкурса опубликовано в «Муниципальном вестнике» N 20.

Отсутствие извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте всех перечисленных в пункте 4 статьи 21 Закона сведений не является существенным нарушением процедуры проведения конкурса, так как при извещении в официальном печатном издании требования данной нормы права соблюдены.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска, установив, что грубых нарушений законодательства, которые могли бы повлечь их недействительность, при проведении торгов не было допущено. При этом суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, проверил все доводы участвующих в деле лиц. Суд первой инстанции не установил, что при проведении оспариваемых прокурором торгов были нарушены права каких-либо лиц. Доводы подателя жалобы являлись предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В решении суда указанным доводам дана надлежащая правовая оценка.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств по делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения в порядке, предусмотренном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Обжалуемое решение от 4 декабря 2007 года подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286–289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 декабря 2007 года по делу N А19–12841/07 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.