Новости сайта

01.03.2012

Всего не купишь

28.02.2012 Российский центр «Трансперенси Интернешнл» («ТИ-Р») обнаружил в новой версии разработанного Минэкономразвития проекта закона «О федеральной контрактной системе (ФКС)» лазейки для коррупционеров. Главными из них названы обилие отсылочных норм на решения правительства, отсутствие конкретики в определении предметов роскоши, а также механизмов выявления конфликта интересов у контрактных офицеров. В министерстве не согласны с большинством выводов экспертов.
Анализ законопроекта центр «ТИ-Р» провел как организация, аккредитованная для антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов при Минюсте. Результаты анализа отправлены в Минэкономразвития на прошлой неделе. Едва ли не главной претензией международных борцов с коррупцией является обилие в законопроекте отсылок на документы, которые должно будет принять правительство для того, чтобы закон заработал. При этом срок появления этих нормативных актов в законе не определен. В «ТИ-Р» опасаются, что из-за этого ряд новых норм законопроекта могут не заработать никогда. Например, это касается формирования библиотеки типовых контрактов.
Отсылок к подзаконным правительственным актам в законопроекте «О ФКС» значительно меньше, чем в действующем законе «О госзакупках», спорит с выводами экспертов советник министра экономического развития Ксения Муратова. Отсылочные нормы там только в отношении отраслевой специфики.
Слишком широкие полномочия предоставляются правительству в установлении дополнительных квалификационных требований к участникам конкурсов, считают эксперты «ТИ-Р». При этом используются такие неопределенные в законе оценочные категории, как «наличие финансовых и других материальных ресурсов», достаточных для исполнения контракта, «управленческая компетентность», «опыт и деловая репутация». Чтобы устранить угрозу произвольного толкования этих терминов, авторы отзыва предлагают определить для каждого из них четкие признаки. «Профессиональную компетенцию надо определять обязательно реально администрируемыми критериями, но мы считаем, что сформированы они должны быть по отраслевому принципу, — поясняет Муратова. — Профессиональная компетенция по-разному описывается для, например, производителей сельхозтехники, строительных или юридических компаний».
Нет в законе точных критериев того, что относится к роскоши, говорят эксперты «ТИ-Р». Они опасаются, что это позволит госзаказчикам продолжать закупки товаров и услуг с «избыточными потребительскими свойствами». Нормы обеспеченности, отсекающие товары с избыточными потребительскими свойствами, рамочно будут определены постановлением правительства, возражает Муратова. Далее, государственные органы и органы местного самоуправления должны будут принять и опубликовать на сайте закупок свои правовые акты с полным перечнем закупок для собственных нужд, не нарушающие правительственные нормативы. «Такие списки не могут быть одинаковыми для всех. Например, иногда и бронированные автомобили или автомобили с повышенной проходимостью — необходимы, хотя в большинстве случаев эти свойства избыточны. Главное — нормативы будут публичны и могут быть опротестованы. Это защитит от неадекватных оценок собственных потребностей чиновников», — рассказывает Муратова.
Авторы экспертизы полагают, что непосредственно в законе нужно прописать механизм назначения руководителей контрактных служб. Они считают, что это нельзя отдавать на откуп руководству госзаказчиков. Центр «ТИ-Р» считает необходимым законодательно установить механизмы выявления конфликта интересов у сотрудников контрактных служб, а также у членов конкурсных комиссий, принимающих решения в ходе закупки. Уже предусмотренные в законодательстве механизмы конкурсного отбора госслужащих и способы устранения конфликта интересов «ТИ-Р» не устраивают, так как «пестрят правовыми пробелами», считает юрист центра Юлия Ткачева.
Интересно, что аналогичные претензии можно адресовать и к проекту закона «О ФКС», подготовленному ФАС. Он тоже предполагает повышение профессионального уровня и ответственности сотрудников контрактных служб госзаказчиков, но не гарантирует им независимость от руководителя организации, считает Ирина Склярова из консалтинговой компании МЦФЭР.
Проблема в том, что сейчас специалисты, занимающиеся закупками, полностью зависимы от начальства, рассказал «МН» эксперт, знакомый с ситуацией на рынке. Именно руководители госструктур пытаются реализовать коррупционные схемы, а закупщики должны подписывать все бумаги. По новому закону их ответственность за чистоту процедур еще возрастает. Не исключено, что после принятия закона они в массовом порядке начнут увольняться.
Автор: Андрей Сусаров

Источник: mn.ru