Новости сайта

04.06.2010

ФАС должна защищать малый бизнес, а не гнобить

Антимонопольное законодательство призвано защитить конкуренцию от влияния крупных игроков. Однако его несовершенство приводит к тому, что монополии порой чувствуют себя более свободно, чем представители малого и среднего бизнеса.

В деятельности ФАС есть некоторая опасность смещения акцентов с крупных монополий на средний бизнес. «Компании малого и среднего бизнеса зачастую страдают больше, чем сами монополии, против которых должно быть направлено антимонопольное законодательство», — заявил президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и президент инвестиционной группы «АТОН» Евгений Юрьев на встрече генерального совета организации с главой Федеральной антимонопольной службы.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев согласен, что основная деятельность службы должна быть направлена против крупных монополий. «Мы действительно должны быть защитниками компаний малого и среднего бизнеса», — заявил он.

Однако и бизнесмены, и антимонопольщики признают несовершенство нынешнего законодательства. В данный момент разрабатываются изменения в него. Евгений Юрьев рассказал о предложениях «Деловой России» по реформе антимонопольного законодательства. В частности, предприниматели считают, что должен быть упрощен контроль над слияниями, а именно отменен предварительный контроль следок по продаже мелких активов, сделок внутри группы лиц, трансграничных сделок, предметом которых являются несущественные активы.

Кроме того, по мнению представителей «Деловой России», нужно скорректировать понятие и основания отнесения к группе лиц. Хозяйствующие субъекты должны относиться к ней на основании реального контроля, а не формальных признаков. Также нужно устранить неразбериху в отношении монопольно высокой и монопольно низкой цен, сократить сроки процедур, установленных антимонопольным законодательством. Необходимо вернуть установление порогов индивидуального доминирования и выработать четкие критерии оценки рыночной власти. Для сотрудников антимонопольных органов должна быть введена ответственность за затягивание сроков рассмотрения ходатайств и уведомлений, усилить деятельность ФАС по снижению высоких тарифов, особое внимание уделить сфере инновационных разработок. Главное, деятельность ФАС должна быть наконец направлена на защиту малого и среднего бизнеса, а не на контроль над ним.

Игорь Артемьев отметил, что многое из этих предложений уже озвучено ФАС в очередном антимонопольном пакете. Другие предложения глава антимонопольной службы готов обсуждать.

Законодательно сократить сроки процедур вряд ли получится, так как это может отразиться на качестве антимонопольных расследований. Однако некоторые несложные дела теперь будут вести не только заместители руководителя, что сможет уменьшить время, потраченное на них. К введению ответственности за затягивание сроков Артемьев готов, но только если это будет касаться всех чиновников, а не только представителей ФАС.

Что касается порогов индивидуального доминирования, здесь ФАС намерена руководствоваться принципом самой крупной компании отрасли. По поводу деятельности по снижению тарифов, вопрос сложный. Антимонопольщики готовы работать в этом направлении, но, по мнению Артемьева, «не должно быть двух капитанов на корабле». Поэтому если закон говорит, что последнее слово остается за Федеральной службой по тарифам, так тому и быть. «Решение компетентного органа должно быть единым. Это политическое решение, и мы с ним согласны. Мы не можем отменять решения ФСТ», — заявил руководитель ФАС.

Между тем, самым спорным вопросом остается проблема определения монопольно низкой и монопольно высокой цен. По мнению президента Российской коллегии оценщиков Александра Галушки, мерилом должна быть справедливая цена. Однако Игорь Артемьев считает, что само понятие этой справедливости достаточно спорно. ФАС предпочитает основываться на ценах сопоставимых рынков. Кроме того, он подчеркнул, что цена не может быть признана монопольно низкой или высокой, если выполняются все правила ее формирования.

Вопрос цен также очень важен при осуществлении госзакупок. По мнению представителей «Деловой России», при проведении торгов и аукционов необходимо ориентироваться не только на самую низкую цену, но и на качество. Артемьев заявил, что в таких сферах как медицина, творчество, юридические услуги, аукционов вообще нет, поэтому и критерий самой низкой цены отсутствует.

Однако, по словам Галушки, есть и другие сферы, где качество должно быть первично. В частности, это должно относиться к инновационной сфере. По мнению представителей «Деловой России», компании для участия в аукционах должны проходить предквалификацию, чтобы госзаказ получали профессионалы, а не «левые» фирмы. Однако Артемьев уверен, что при нынешнем уровне коррупции предквалификация только помешает. По его убеждению, оцениваться должно качество товара или услуги, а не компании.

Большие претензии к системе госзакупок накопились у председателя совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант.ру» Сергея Габестро. По его словам, выбор пяти площадок для совершения госзакупок на электронных торгах разрушил эффективность идеи. Он считает, что ограничение числа площадок вообще не нужно, на рынке госзакупок должна быть конкуренция. Тем более, выбранные в результате тендера площадки значительно менее эффективны, чем проигравшие. Некоторые из них вообще до сих пор не работают.

Самое обидное для Сергея Габестро то, что именно рынок научил государство пользоваться этим инструментом. А в итоге гсоударство назначило для этой работы подконтрольные ему площадки. Глава МТС «Фабрикант» уверен, что если решение не будет пересмотрено, новую систему госзакупок ожидает коллапс, так как выбранные площадки просто не справятся с нагрузкой.

http://finam.info/currency/news22F3800001/default.asp