|
Новости сайта
03.06.2010 Закупка книг должна регулироваться иначе
Интервью с Ириной Владимировной Кузнецовой, председателем правления Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, директором Института управления закупками им. А. Б. Соловьёва ГУ-ВШЭ . - Сегодня идёт активное обсуждение реформы ФЗ № 94. Важными представляются положения итоговой резолюции конференции «ФЗ № 94: как улучшить закон?». Возможно ли, на ваш взгляд, применение квалификационных и качественных критериев оценки предложений поставщиков при проведении аукционов в сфере книжного бизнеса?
- Во-первых, если речь идёт не о качестве продукции, а о качестве источника и о его квалификации, то эти критерии должны применяться к поставщикам не на все виды закупок, а только на определённые. Квалификация поставщика это гарантия выполнения контракта. Для этого у поставщика должен быть квалифицированный персонал, помещения, оборудование и технологии, то что коротко называется производственными мощностями. Фактически, квалификация складывается из двух критериев: производственные мощности и квалифицированный персонал. И ту и другую составляющую квалификации надо оценивать именно на предмет выполнимости данного контракта. Применять квалификационные и качественные критерии можно и нужно, конечно, если речь не идёт о каталожном товаре, который можно описать одной фразой. Когда количество поставщиков не бесконечное, а товар не всегда хорошо описывается заказчиком (то, что заказчик может написать от начала до конца идеальное техническое задание, иллюзия), мы натыкаемся на известный в экономике термин «провал рынка». Почему рынок в государственном заказе не работает? Одна из причин то, что у продавца и покупателя есть асимметрия информации. Если государство хочет что-то «хорошо» купить, то оно должно дать возможность поставщикам это «хорошо» предложить. А это значит, что лучшие условия предлагает не заказчик поставщикам, а поставщики заказчику. Следовательно, возникает вопрос: мы покупаем только по цене либо даём возможность поставщику варьировать иные условия контракта. То есть, мы должны решить два вопроса: будет ли это конкурсная или аукционная закупка, и кто лучше пишет техническое задание: поставщик или заказчик. Обычно большая часть заказчиков всё равно его не пишет, а просто переписывает с сайтов поставщиков или у других заказчиков, либо такому заказчику его пишут «придворные» поставщики, натягивая одеяло на себя. Поэтому техническое задание как основная часть документации закупки и собственно процедура отбора поставщика должно предполагать, что поставщик имеет возможность предложить заказчику лучший вариант Т3 и иных условий контракта, чем заказчик может себе представить.
- На состоявшемся в рамках выставки «Книги России» круглом столе М. Евраев, начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС, предложил представителям книжного и библиотечного сообщества разработать правила формирования лотов для аукционов. Если такие правила будут разработаны и утверждены как они смогут повлиять на процесс качественного комплектования фондов путём госзакупок?
- Это совершенно разные задачи. Как сформировать фонды на закупку, допустим, в библиотеку? Библиотека хочет получить конкретные книжки конкретных авторов, которые на рынке присутствуют не бесконечно долго. Если заказчик думает, что на рынке все наименования присутствуют, то он просто составляет список того, что хочет купить, а дальше выставляет это в одном лоте или в трёх тысячах лотов, доходя в делении до каждой книжки, на одни какие-то торги. Пока эти торги идут, самые лучшие книги с рынка уже разошлись. Во-первых, стразу страдает заказчик. Поменять технические задания купить вместо этой книги другую он уже не может. Если эта книга в числе трёх тысяч других, это сразу «рушит» ему весь конкурс. Чтобы этого не случилось, заказчик идёт на дробление лотов. Каждую книжку пишет в отдельной ячейке. Какой поставщик будет готов заключить столько контрактов? А в государственном заказе именно это и происходит. Фактически, мы пытаемся навязать рынку неработающие механизмы. Поэтому, с моей точки зрения, комплектование библиотек на торгах вещь абсурдная. У каждой книжки есть автор, у каждого автора издательство, обладающее всеми правами. У другого издательства эта книжка уже вряд ли будет. Получается, обычно на каждую книжку единственный поставщик, который обладает имущественными правами. Значит, мы «конкурсуем» между издательством и дилерами издательства, которым всё равно спускают цену сверху. Это смешно. Подход к закупке интеллектуальных благ должен быть совсем другим. Либо это закупки услуг оператора. Тогда не заказчик, а оператор остаётся наедине с издательствами, которые не согласны ждать пятьсот лет, пока он сформирует свои лоты. Либо закупаются услуги коллектора а он, получив контракт на комплектование библиотеки, сам определяет, какие книги, в каком объёме, по какой цене будет покупать. В таком случае сама книжка уходит на второй план. Тогда возникают не урегулированные ФЗ № 94 отношения между заказчиком и коллектором. И тут возможны как множество нарушений, так и благополучный выход для всей системы. Поэтому, с моей точки зрения, гораздо проще было бы оставить этот вопрос в покое и исключить комплектование из-под действия ФЗ № 94. А мы хотим, чтобы наши библиотеки были привлекательны для клиента и имели нужные и по количеству, и по качеству, и по ассортименту книги. Поэтому нужно идти от того, что хочет клиент, когда он идёт в библиотеку. Мы здесь вообще забыли про конституционные права граждан. Когда ребёнок идёт в школу, его родители имеют право выбирать, по каким учебникам он будет учиться. И школа не может сказать, что учебники будут другие, потому что они дешевле. Учебники выбирают исходя из программы. Конституционное право граждан выбирать. Они выбирают учебно-методический комплект, школу и так далее. Мы, натягивая одеяло госзаказа и на эти права, говорим: нет, этот учебник будет стоить дешевле, поэтому вы будете учиться по нему. Исходить надо из другого из интересов потребителя. И тем самым, закупка книжных и любых интеллектуальных ресурсов лежит вообще в иной плоскости, нежели та, которую регулирует ФЗ № 94. Он рассчитан на закупку товаров обезличенных, не интеллектуальных, не привязанных к имени, к правам граждан. Для таких товаров он работает очень хорошо.
- Отсутствие ценовых регуляторов книжного рынка приводит к тому, что цена на аукционах нередко падает ниже себестоимости. Соответственно, в библиотеки попадает продукция низкого качества. Каковы, на ваш взгляд, могут быть решения этой острейшей проблемы? Каковы могут быть антидемпинговые механизмы проведения госзакупок? Каким образом можно разработать ясные и прозрачные методики определения начальной цены контракта?
- Антидемпинговые механизмы разнообразны. Первый вариант адекватный выбор способа размещения заказа. Это уже поможет наполовину избавиться от демпинга. Если выбрать такой способ размещения заказа, при котором будут участвовать только равные, ранее отобранные поставщики, а не фирмы-однодневки и вообще кто попало, мы застрахованы от демпинга самим способом. Если мы всё-таки закупаем простыми конкурентными способами типа аукциона или запроса котировок цен, то у нас в России в таком случае антидемпинговых механизмов нет. За рубежом они есть: это разные варианты аукциона. Простейший механизм антидемпинга в первую очередь, диапазон приемлемой цены. Заказчик, точно так же, как и поставщик, должен оценить возможность приобретения и представить, на какую сумму оно возможно, указав нижнюю и верхнюю предельную цену. Причём это указание должно быть глубоко спрятано от поставщика. Иначе он будет исходить из этих границ, а не из реально существующей цены. Можно сделать так, что диапазон приемлемой цены заказчик будет объявлять на конкурсе или аукционе последним когда все уже допущены. Тогда можно будет вскрыть конверт и объявить, что все заявки ниже и выше предельных границ будут отброшены, иначе пострадает качество или издержки будут слишком большими. На аукционе существуют и другие способы расчёта равновесного варианта с применением математических моделей, в результате которых получается цена, которая справедлива и для заказчика, и для поставщика. Заказчика могут спасти только планомерность закупок, выделения бюджета и правильно выбранные способы заказа. А на данный момент у заказчика здесь нет никаких прав. Котировка скоро канет в Лету, останется электронный аукцион и в исключительных случаях конкурс. А за рубежом есть как минимум семь или даже одиннадцать способов размещения заказа, где каждый раз заказчик должен, во-первых, обосновать, почему он выбирает тот или иной способ, и выбрать его, исходя из экономических реалий, сроков, качества продукции и прочих условий контракта. Денежные гарантии тут не спасают. Заказчику достаётся уже выбранный поставщиком способ обеспечения контракта, и получить это обеспечение, как показывает практика, почти нереально. Заказчик теряет годы, выбивая это обеспечение через судебные инстанции, без всякого эффекта. А всё это можно было бы предусмотреть превентивно, ещё на этапе выбора способа размещения заказа и представления определённых требований к поставщику. В качестве антидемпингового механизма можно рассчитывать цену предварительно. Можно отдавать контракт не по последней цене, а, например, по предпоследней ставке. Тем самым мы предотвращаем сговор. Поставщик будет знать, что если он упадёт до нуля, то не факт, что он получит контракт. В других странах такие механизмы используются.
- Ирина Владимировна, по каким ещё направлениям необходимо совершенствовать ФЗ №94?
- В него нужно вернуть экономические реалии: правильно выбирать способ заказа, сделать его более широким, вернуть квалификацию, то есть описание квалификации персонала, помещения, оборудования, технологии, необходимых для использования именно в этом контракте там, где это действительно нужно. Для этого нужно чётко понимать, что покупается, и прописать специфику закупки для разных объектов, исходя из того, как можно оценить качество, какие сложности могут возникнуть при закупе тех или иных объектов, какие риски возникают у государства. Я считаю, что в нашей стране это сейчас ключевой элемент реальной экономии владения объектом. Если научиться грамотно закупать, мы не будем потом тратить миллиарды на ликвидацию последствий неправильной закупки.
- Есть ли на данный момент аналитика по проведению электронных аукционов? Насколько оказывается оправданным данное нововведение с экономической точки зрения, с точки зрения комплектатора?
- Этого никто не считал. Считают только «трёхрублёвую» экономию, которая получается при покупке по минимальной цене. Мы ввели аукцион и посмотрели, какова динамика этой простой, «трехрублевой» экономии. Оказалось, что сначала она составила 6 %, потом выросла до 15 %, а сейчас снова упала до 10 %. Мы и тут не сэкономили, а реально потеряли результат. Нужно научиться считать экономию по достижению цели, а не на перепутье. Даже при том, что у нас сейчас кошмарный уровень коррупции, я могу с уверенностью сказать, что страна теряет гораздо большие деньги на неэффективные закупки.
- Какая, с вашей точки зрения, самая перспективная электронная площадка из введённых трёх? Всё ли отлажено с точки зрения технологии?
- Странно, что среди отобранных площадок оказались только эти. Рынок электронных площадок развивался совершенно иначе. Сейчас мы заканчиваем мониторинг их деятельности по первому кварталу, и он обязательно будет опубликован. Но для того, чтобы определить, какая проигрывает или выигрывает по сравнению с остальными, нужен ещё серьёзный анализ. На это понадобится ещё месяца полтора. Сам по себе новый регламент закупок, с моей точки зрения, абсолютно не отлажен. И Гильдия отечественных специалистов по государственному заказу, и Координационный совет руководителей органов по размещению заказа субъектов РФ дважды обсуждали этот вопрос и писали в Правительство, в Администрацию Президента о том, что этот регламент нужно отменить. Он крайне неудобен для заказчика, очень длителен и влечёт колоссальные издержки, в том числе и для поставщиков, потому что сделан исходя из других целей. Сейчас авторы этого закона пытаются нивелировать его недостатки короткой процедурой аукциона как электронного магазина. Но это коснётся только мелких закупок. И сразу же возникнут проблемы. Если это будет электронный магазин для всей страны, на едином портале, не будет мелких закупок до ста тысяч и до пятисот тысяч (то, что было на котировках). Всё это уйдёт в электронный магазин, где проще всего покупать оптом у одного или двух-трёх поставщиков, а потом распределять уже имеющийся заказ по заявкам заказчика. С одной стороны, мы имеем экономию на объёме и, наверное, большую. С другой стороны, такую поставку для электронного магазина точно не смогут делать мелкие поставщики. А они как раз и живут в регионах на таких мелких поставках. Электронный магазин будет удобен для крупных поставщиков, но не для малого бизнеса. Кроме того, логистика таких закупок довольно сложна. Например, отобранный поставщик условно «гречки» находится вместе с этой гречкой в Москве. А заявка в электронный магазин приходит на портал из Владивостока. И вот эту гречку повезли… Цена этой гречки будет несравнима с ценой доставки, а сроки поставки гречки из Москвы несравнимы, если бы больница во Владивостоке закупила её на 50 тыс. рублей в соседнем магазине. Стоит ли овчинка выделки? У нас в стране закупки малого объёма, до ста тысяч, составляют по числу 95 %. Но по деньгам они занимают меньше 10 %. Котировки то же самое… При этом и то, и другое жёстко контролируется, причём контролируется заказчик, а не поставщики. Во всех странах мира мелкие закупки выводятся из-под действия закона. Порог цены, после которого закупки начинают жёстко контролироваться, выше, чем у нас, даже не в десять, а в сто раз. Если у нас будет так же, количество контролируемых закупок станет гораздо меньше. Не будет такого безумного количества жалоб, ФАС сможет спокойно, по существу с ними разбираться. И от контроля будет больше пользы.
- Не приведёт ли переход на серьёзное финансовое обеспечение электронных аукционов к значительному сокращению малых предприятий, участвующих в госзакупках?
- Для малого бизнеса сейчас как раз принимаются поправки по снижению объёмов финансового обеспечения. Это не станет камнем преткновения. Но моё глубочайшее убеждение в том, что качества мы этим не добьёмся. Потому что тут должен работать другой механизм. Штрафные санкции -это механизм «после того как». В том числе и удержание обеспечения. А надо сделать превентивный механизм недопущения срыва поставок.
- Как вы относитесь к идее создания централизованного органа для проведения процедуры торгов?
- Это очень «вкусная» идея для инициаторов процесса. Я считаю, что для регионов это единственный вариант решения ситуации. Насколько это приемлемый вариант решения проблем для федерального заказчика не знаю. Во всяком случае, есть страны, где такие федеральные агентства существуют, у них хорошие результаты. Есть страны, где всё децентрализовано, и тоже работает прекраснейшим образом. С учётом наших особенностей, я думаю, что, когда всё будет сконцентрировано в одном месте, воровать, может быть, будет меньшее количество людей, но будет ли это меньше по объёму средств вопрос. На моей памяти идея создания агентств по закупкам возникала раза четыре. Я думаю, если заказчик считает, что ему это необходимо, какой-то вариант централизации возможен.
- Книжное и библиотечное сообщество заинтересованы вести активный диалог с представителями органов власти по усовершенствованию ФЗ № 94. Кто должен выступать инициатором этого диалога с тем, чтобы он был максимально конструктивным и эффективным?
- В общем-то, они и не выходили из этого диалога. Но все говорят о разном и на разном языке. Вопрос в том, чтобы диалог шёл в одном русле. Для этого нужно серьёзно задуматься всему нашему профессиональному сообществу. Бесполезно говорить, оставаясь на тех позициях, на которых все стояли пять лет назад. Никто друг друга не слышит. Диалог должен вестись на одном языке и с одной целью достижение результата закупок.
http://igz.hse.ru/web/IGZ/IGZ_CMS.nsf/All/zakupkaknig0
|
|