Новости сайта

04.05.2010

О бедном государстве замолвите слово, или Кто крайний в очередь за госзаказом

Принятый 23 апреля 2010г. Федеральный Закон «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений» породил немало слухов и споров в средствах массовой информации и среди населения.

«До тысячи рублей за каждый дополнительный предмет!», «Медицина становится платной!», «У кого ворует государство!» – такими заголовками пестрят сейчас СМИ. Приводятся обрывки мнений, цитируются ответы чиновников Минобразования, депутатов и экономистов. Попробуем еще раз разобраться, что же мы (в лице государства) будем иметь в результате реформы.

«Светлое будущее» бюджетных учреждений.

Представляется важным два положения принятого Госдумой РФ закона:

  1. Все бюджетные учреждения должны выбрать для себя «светлое будущее»:

– остаться бюджетными

– стать казенными

– стать автономными.

Первые существуют на государственные деньги, но доходами от дополнительно оказываемых услуг распоряжаются сами. Деньги им выделяются в виде субсидий, целевое использование которых жестко контролируется.

Вторые – менее самостоятельны – отдают все доходы в бюджет, получая средства на свои нужды по определенной смете – все расходы также строго контролируются. К казенным учреждениям будут относиться: военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, противопожарная, миграционная, таможенная службы и служба по контролю за оборотом наркотиков. Кроме того – Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление спецпрограмм президента РФ, ФСБ, Служба Внешней Разведки и Федеральная Служба Охраны. Также в эту групп попадут психиатрические больницы с интенсивным наблюдением и ряд других больниц особой направленности, детдома и интернаты (статья 20 Закона)

Третьи – доходами распоряжаются сами, но и бюджетных денег не получают на существование. Государство им оплачивает только то, что должно быть исполнено в рамках госзадания. Контроль за расходованием средств в рамках госзадания – не менее жесткий.

Таким образом, школы, больницы, вузы, библиотеки, музеи и театры будут иметь право выбора типа функционирования.

Важно отметить — что касается школ – вне зависимости от правового статуса, все школы будут получать государственное задание на оказание услуг в рамках закреплённых законодательством образовательных стандартов.

  1. До 1 января 2011 года законопроектом устанавливается переходный период, в течение которого бюджетные учреждения могут функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. И только с 1 июля 2012 года изменения, касающиеся правового положения бюджетных учреждений и казенных учреждений, должны быть завершены.

«Хотели как лучше..»

Что положительного в Законе:

О том, что контроль за целесообразностью и прозрачностью расходования бюджетных средств практически невозможен – говорилось давно. Это же признавалось в ведущих министерствах –Минобразования, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития.

Не секрет это и для каждого из нас. Армия чиновников-бюрократов на всех бюджетных уровнях уже давно стала темой для злословия.

Поэтому цели реформы бюджетных учреждений на первый взгляд благие. Сократить расход бюджетных средств на ненужные государству (а значит и нам) цели, сделать контролируемой отчетность бюджетных учреждений и дать относительную самостоятельность части из них.

Вроде бы все направлено на повышение эффективности госрасходов. И это при непрерывно возрастающей доле ВВП (по данным органов государственной статистики), направленной на нужды образования и медицины.

О том, что наших детей лишат образования, речь тоже не идет. Список обязательных в рамках госзадания предметов, согласно базисному учебному плану, включает в себя следующие:

русский язык и литература, иностранные языки, математика (включая предметы: алгебра и геометрия), информатика, история, обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики), география, естествознание (включая предметы: физика, химия, биология), искусство (включая предметы: ИЗО, музыка, МХК), технология (включая труд и ИТ), физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (Фед.Закон «О государственном стандарте общего образования», гл.2, ст.6).

И вроде как неплохо, что школа сможет оказывать дополнительные услуги нашим детям. Пусть даже на коммерческой основе, если это приведет к улучшению внешнего вида или материально-технической базы той же самой школы. Даже, если за счет этого будут подняты зарплаты учителям

Кроме того, принятый Закон – один из тех редких нормативных актов, которые предусматривает предельно простой порядок изменения статуса бюджетных учреждений. Для этого достаточно будет только внести изменения в устав государственной организации или положение о ней.

А вот теперь «подводные камни», о которых немало сказано и говорится экспертами разных областей экономики, образования, искусства и здравоохранения.

Abstractum pro concreto (Абстрактное вместо конкретного – пер.с лат.)

Понятие «госзадания», которое и будет являться источником финансирования бюджетных учреждений – в законе определено расплывчато. И хотя, контроль за его исполнением предусматривается жесткий, но достаточно ли будет этих средств для финансирования школы или медицинского учреждения, а уж тем более учреждения культуры – неизвестно.

Кроме того, руководители бюджетных (в настоящем) учреждений – далеко не все поголовно являются отличными управленцами. Организовать работу вверенного им учреждения они могут, но вот грамотно распорядится финансами – не уверена, что это всегда будет в их силах и компетенции.

К чему это приведет?

Первое – к накоплению долгов теми, кто самостоятельно «плавать» еще не умеет или объективно не может, как маленькие сельские школы или фельдшерские пункты. Второе – к сокращению бюджетных работников – руководителей, которые, несмотря на замечательные организаторские способности и профессиональный уровень, окажутся нелучшими финансистами (ну не готовят пока финансистов в педучилищах и культурных учреждениях).

Вынужденные выживать бюджетные учреждения будут стимулированы жесткими условиями к всевозможным способам сокращения объема бесплатных услуг и наращиванию – платных.

Что за этими словами: тренажерные залы для взрослых в школах, всевозможные навязывания платных факультативов, платные кардиограммы взамен очереди на 2–3 месяца для стариков, широкая продажа произведений псевдонародных промыслов в музеях вместо выставок для специалистов, скандальные спектакли в театрах вместо теряющей популярность классики?

Что это, как ни противоречие 41 и 43 статьям Конституции, которые предусматривают бесплатное здравоохранение и образование.

Кроме того, за право стать бюджетным – такие учреждения, как школы, больницы, библиотеки, вузы и музеи – должны будут еще побороться. То есть доказать – нужны ли они вообще государству или не очень. Причем, окончательное решение – принимать школу, вуз или больницу в число «бюджетных» или «казенных» или оставить «за бортом», чтобы научить «плавать» самостоятельно – остается за государством.

А так как лицом государства в данном случае являются не родители, пенсионеры или студенты, а чиновники – то и объективность таких «решений» остается под большим вопросом. Передел собственности бюджетных учреждений продолжится. А коррупция, против которой и направлен закон, – получает новый толчок для роста.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Вызывает некоторую надежду то, что принятый закон вызвал такую резко негативную реакцию в обществе. И реализация его на практике – довольно непростая даже с точки государства процедура. По словам спикера Госдумы Б.Грызлова: «исполнительной власти предстоит принять больше десятка постановлений и изменить ещё не менее 80 нормативных актов».

Прецеденты такого рода реформ в мировой практике уже были – Таиланд, США, Великобритания. Они закончились или экономическим провалом и ростом коррупции (как в Таиланде), закрытием части школ, как в Великобритании или отменой изменений в результате протеста общества, как в Америке.

Еще Макс Вебер, немецкий ученый, признанный социологами и политэкономистами всего мира, утверждал, что принципы функционирования коммерческих структур и государственного сектора совершенно разные. И смешивание этих принципов подрывает основы, как экономического, так и социального благополучия общества.

А если оторваться от примеров и цитат, то достаточно просто посмотреть в глаза нашим детям и старикам. Первые – заслуживают права быть образованными людьми, а вторые – иметь достойную старость.

И кто, если не мы, обязаны сделать все, чтобы им обеспечить эти права. Ведь это есть и наше будущее.

http://www.pravmir.ru/o-bednom-gosudarstve-zamolvite-slovo-ili-kto-krajnij-v-ochered-za-goszakazom/