09.04.2010
Тендер на еду для богадельни
Федеральный закон N 94 от 2005 года обязывает госорганы выбирать поставщиков бюджетных учреждений исключительно на тендерах. То есть победителем должен стать тот, кто предложит наименьшую цену. Однако на практике расцвета конкуренции не получается. Организаторы конкурсов и конкурсанты подозревают друг друга в нечестной игре, укоряют в непрофессионализме. Две фирмы, пытавшиеся стать поставщиками социальных учреждений, сейчас судятся с департаментом по конкурентной политике Москвы. Бюджет, вместо того чтобы экономить благодаря тендерам, расходуется на судебные издержки.
Смысл тендера максимально снизить начальную цену, заявленную в лотовой документации. Этого можно достичь, если в конкурсе будут честно соревноваться несколько участников. Изучив протоколы, опубликованные на сайте департамента по конкурентной политике Москвы (организатора всех тендеров на московские бюджетные подряды и поставки), в этом можно убедиться.
Например, 14 декабря 2009 года состоялся конкурс на поставку мяса, птицы и рыбы в 37 учреждений, которые находятся в ведении департамента соцзащиты. По девяти лотам (и, соответственно, девяти учреждениям) начальная цена упала значительно по интернату N 10 на рекордные 33%. ООО «Икма», принимавшая участие в этих торгах, считает такое эффектное снижение цены своей заслугой. Хотя право кормить интернат N 10 выиграла другая фирма ООО «Меркурий-Продукт».
К остальным 28 лотам «Икму» не допустили из-за неправильно оформленных заявок. На этих конкурсах цена в среднем упала всего на 3,3%. Возмутившаяся «Икма» в том же декабре обжаловала в Московском управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) отказ департамента по конкурентной политике пустить ее на тендер по 28 лотам. Так же поступила компания «АгроСнаб», попавшая в аналогичную ситуацию на тендере по молокопродуктам.
Но УФАС сочло недопуск обеих фирм правомерным. Более того, антимонопольщики указали департаменту, что он нарушил закон, допустив «Икму» до девяти торгов. Их результаты, в том числе итоги конкурса с рекордным снижением в 33%, отменили. На новых торгах на мясо для интерната N 10 опять победил «Меркурий-Продукт». Но уже с экономией не 33%, а всего 3,1%.
Молчаливая массовка
Чтобы стать поставщиком государственного учреждения за максимальную цену (а не минимальную, как, по идее, должно быть), на тендер нужно приходить с группой поддержки. Например, в прошедшем 14 декабря тендере по лоту «Поставка мяса для пансионата для ветеранов труда N 6» участвовали пять фирм. Но четыре из них цену не предлагали. Выиграло ООО «АСТ сервис» как единственный участник, назвавший свою цену. Снижение 1%. В лоте для психоневрологического интерната N 16 было шесть участников, из них промолчали пять. Выиграло ООО «Комбинат школьного питания», снижение цены 1%.
Зная о том, что коммерсанты периодически договариваются друг с другом не сбивать цену госзакупок, но не имея возможности доказать это, департамент по конкурентной политике в марте опубликовал на своем сайте призыв:
"Чтобы исключить сговор конкурсантов между собой, создана «горячая линия» «Антисговор». Обратившись по телефону (495) 6802897, вы можете сообщить о фактах сговора или любых иных злоупотреблениях, допускаемых участниками конкурентных процедур. В то же время продолжает действовать амнистия участникам картельного сговора, которая освобождает организации, заявившие о своем участии в противоправной деятельности, от штрафа и уголовного преследования. При этом обращаем ваше внимание на то, что Уголовный кодекс предусматривает ответственность за заведомо ложный донос или распространение клеветнической информации".
Банка N 7
И участники торгов, и организаторы, похоже, не умеют работать без ошибок. Но если за ошибки в заявках претендента просто отстраняют от тендера, то ошибки в лотовой документации приходится обжаловать в суде. Обе стороны обогащают архивы истинными шедеврами.
В частности, вышеупомянутых «Икму» и «АгроСнаб» департамент снял с торгов с формулировкой «нарушение требований конкурсной документации». По этой документации, например, психоневрологическому интернату N 4 нужно «молоко цельное сгущённое с сахаром в банках по 0,3800,420 кг». А «АгроСнаб» предложил банки по 0,400 г то есть меньше грамма. Не там запятую поставили. Пансионату для ветеранов труда N 6 нужны «глазированные сырки в упаковке по 0,0450,050 кг». «АгроСнаб» указал упаковку по 0,050 г полграмма. Такие опечатки были почти во всех заявках на участие в конкурсе.
- Департамент сам ошибается, парирует юрист «АгроСнаба» Аркадий Буторин. В документации к лоту N 4 написано, что упаковка сырков должна быть по «0,0450,050». А чего граммов, килограммов или тонн, не написано. На основании этого любому участнику можно отказать. В лоте на поставку молочных продуктов департамент заказывает сгущёнку «в банках N 7», в другом «в банках до 420 г», в третьем «в банках по 0,3800,420 г.» Очевидно, имеется в виду одна и та же банка. В документах к одному из лотов департамент пишет: «количество молочных микроорганизмов КОЕ в 1 г продукта не менее 107». Имеется в виду 100 миллионов, то есть 10 в седьмой степени, но наборщик текста не использовал нужную функцию, и получилось просто 107. Фасовка молока указана то в килограммах, то в литрах. Пункт 3 протокола конкурса на поставку мяса написан грамматически несогласованно и с опечаткой: «Состав Городской аукционной комиссии определён приказ N7026882/9».
Лояльный к собственным ошибкам и непримиримый к чужим промахам департамент по конкурентной политике порой принимает необъяснимые решения. В частности, ФАС обнаружила, что департамент допустил к конкурсу ООО «Мархлевка». Компания подала заявку на участие в тендере… без подписи и печати.
- Госзаказчик по этим конкурсам департамент социальной защиты населения, объясняет пресс-секретарь департамента по конкурентной политике Анастасия Кочеткова. Федеральные требования к документации, которую он готовил, позволяют указывать вес, например, сгущёнки, в разных лотах по-разному. Конкуренцию это никак не ограничивает. Главное, чтобы в одном и то же лоте единица измерений была одинаковая. Документацию готовят люди, а человеку свойственно ошибаться. Ошибки отслеживаются, и на сайт tender.mos вносится запись об изменениях конкурсной документации.
В Южном округе проблема с крышей
В Южном округе Москвы УФАС выявило систематическое нарушение конкурсного законодательства. В марте управление отменило результаты конкурса на ремонт крыш. Более чем двадцати компаниям отказали в праве участия в тендере по формальным причинам. В результате действий членов аукционной комиссии к лотам были допущены по 23 участника, что привело в минимальному снижению цены госконтрактов.
Такие нарушения законодательства о размещении заказов допускаются префектурой ЮАО Москвы систематично. Московское УФАС России неоднократно указывало комиссии префектуры на недопустимость таких действий. Нами будет подготовлено письмо в адрес руководства города о принятии мер к нарушителям, отметила Екатерина Соловьева, замруководителя Московского УФАС.
http://www.izvestia.ru/moscow/article3140566/