Новости сайта

25.03.2010

Эксперты о госзакупках: «Качество и креатив должны стать объективными критериями»

Систему государственных закупок товаров и услуг нужно реформировать

Федеральный закон № 94 «О госзакупках» до сих пор вызывает много споров и неоднозначных мнений. 4 марта на заседании «круглого стола» в Клубе деловой репутации «Комсомольской правды» впервые в открытой дискуссии приняли участие представители всех заинтересованных сторон — заказчики, поставщики, эксперты и представители регулирующих органов. Поводом для обсуждения стал доклад проектной группы Московской школы управления «Сколково».

ЕДИНЫЙ САЙТ

Как выяснили студенты, проблем, связанных с системой госзакупок, хватает. В первую очередь, поставщикам невероятно трудно найти информацию о конкурсах. Дело в том, что помимо сайта федеральных госзакупок действует множество интернет-площадок, извещающих о региональных и муниципальных конкурсах. А это в разы усложняет поиск для потенциальных поставщиков товаров и услуг для госнужд. Кроме того, на официальном сайте (zakupki.gov.ru) невозможно искать заказы по отраслям, а также сделать выводы о структуре госзаказа и о том, как расходуются бюджетные деньги.

- Необходимо создать единую информационную систему, в которой можно было бы искать конкурсы не только по заказчикам, но и по отраслям, — считает Александра Дронова, представитель проектной группы.

Оказывается, этот процесс уже начался. С 1 января 2011 года в России появится единый сайт по госзакупкам федеральных, региональных и муниципальных властей. Об этом сообщил Михаил Евраев, начальник управления размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы России. Со следующего года контекстный поиск будет работать по всем направлениям: не только по заголовкам, но и по текстам документов. Ведь проблема в том, что многие заказчики намеренно пытаются «спрятать» свое объявление о конкурсе, чтобы победил заранее определенный поставщик.

Россиян уже не удивить тем, что чиновники транжирят бюджетные деньги, покупая «золотые кровати» («Комсомолка» подробно писала об этом случае) или машины стоимостью почти в миллион долларов. Профессиональные коррупционеры придумывают все новые способы «распила» бюджетных денег. Но правительство хочет положить этому конец. Хотя и понимает, что проконтролировать работу всех федеральных и региональных органов власти невозможно в принципе.

- У нас на каждого заказчика нет участкового или сотрудника ФАС, — считает Анна Катамадзе, замдиректора департамента развития конкуренции Минэкономразвития. — Поэтому при разработке единого сайта мы должны использовать не метод гаишника в кустах, а метод лежачих полицейских по всей стране вырабатывать. Группа программистов сейчас бьется над этим вопросом.

СКОЛЬКО СТОИТ КРЕАТИВ?

Тем не менее происки нечистоплотных заказчиков — лишь одна сторона медали. Часто получается так, что они оказываются заложниками системы госзакупок. Ведь победителем аукциона на предоставление тех или иных услуг госорганам обычно становится тот, кто предложит наименьшую цену. Особенно это касается сферы профессиональных услуг: сюда входят реклама, пиар, социологические исследования и юридические услуги. То есть там, где важна креативность и интеллектуальная составляющая.

- В этом случае страдают в основном квалифицированные поставщики, потому что их продукция стоит дороже, — говорит Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами Высшей школы экономики. – . Их высокие затраты обоснованны, потому что они предоставляют более проработанное техническое задание. А нижняя цена получается лишь за счет сокращения издержек. Но в итоге страдает качество работы.

Но как можно оценить такие субъективные величины, как креативность и квалификацию поставщика, когда фактически единственным критерием при проведении госзакупок является цена? Но в то же время как определить качество?

На этот субъективный фактор заказчики по закону могут выделять до 20% от оценки поставщика. Эксперты предлагают изменить этот критерий до 45%, ссылаясь при этом на европейскую практику, где этот показатель доходит до 70%. Однако в ФАС не считают, что это будет оправданно. Ведь в этом случае у заказчиков появляется еще более широкое поле для коррупции.

- Таким образом нужному участнику организатор сразу поставит «45%», а другому — «0%», — говорит Анна Катамадзе. — В этом случае второй сможет выиграть, только если снизит цену более чем в 5 раз. А это невозможно.

По мнению Михаила Евраева, работа должна определяться тремя критериями: ценой, качеством и квалификацией поставщика. Но для этого два последних должны стать объективными критериями, определить которые смогли бы независимые экспертные сообщества. Они же в силах определить и перечень спецификаций для различных отраслей, чтобы поставщикам было легче искать подходящие конкурсы.

ЭПИЛОГ

По замыслу экспертов, меры по оптимизации системы госзакупок позволят облегчить жизнь и заказчикам, и поставщикам.

- Мы уже сделали огромный скачок, — говорит Михаил Евраев, начальник управления размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы России. – Появилась система, которая позволяет информировать общество и контролировать процессы. У нас появился общественный контроль. «Золотые кровати» и дорогие машины покупали всегда. Просто об этом раньше никто не знал. Их перестали покупать в массовом порядке только в прошлом году, боясь огласки. Но работа еще не закончена — будем оптимизировать систему и дальше.

По итогам работы проектная группа Московской школы управления «Сколково» планирует подготовить финальный документ, который будет направлен в правительство, а также всем участникам «круглого стола» в Клубе деловой репутации «КП».

http://www.kp.ru/daily/24461/622928/