Новости сайта

09.02.2010

Эксперимент прошел удачно

Ольга Орехова, директор по продажам Единой Электронной Торговой Площадки (г. Москва):

- Рассказывать о функционале нашей торговой площадки я не буду, поскольку, в принципе, он ничем не отличается от функционала «Сбербанка-АСТ» или других площадок. Я хочу сказать пару слов о результатах того федерального эксперимента, который стартовал в июле прошлого года и по сути продолжается по сей день, и о том, как нам сделать переход от традиционных аукционов к электронным торгам максимально безболезненным и комфортным как для участников размещения государственного заказа, так и для коммерческих структур, принимающих непосредственное участие в этом процессе.

В первую очередь я говорю о специализированных организациях, обучающих центрах. На сегодняшний день на Единой Электронной Торговой Площадке города Москвы зарегистрировано 373 государственных федеральных заказчика, работающих исключительно по главе 3.1 Федерального закона № 94-ФЗ. За шесть месяцев эксперимента было проведено 615 процедур. Казалось бы, небольшая цифра, но динамика положительная. Если за весь 2007 год мы в целом по стране имели всего 562 процедуры для нужд бюджетов всех уровней, то сегодня на одной площадке имеем более 600 в рамках одной из глав федерального закона. В общей же сложности в 2009 году прошло около 5 тысяч закупок через электронные площадки. Мы видим, что электронные торги престали быть точечной, вторичной процедурой.

Теперь о показателях эффективности электронных торгов. Среднее снижение цены по лотам по главе 3.1, то есть для федеральных структур, составило 13 процентов. По торгам для нужд правительства Москвы и по торгам корпоративного сектора мы имеем такой же дисконт. Торги для нужд федерального бюджета стали реально рыночными. Нет саботажа с точки зрения снижения стоимости до 90 процентов с последующим отказом от заключения контракта. Нет сговора, когда регистрируются пять-десять участников, но подается только одно ценовое предложение.

В начале запуска электронных торгов большинство аукционов проходит с одним-единственным участником. Так было и у нас, так было и у Сбербанка-АСТ. Но когда эта процедура становится массовой, пул потенциальных участников размещения гоударственного заказа автоматически увеличивается. И все эти сетования — дескать, нет электронной цифровой подписи, все это дорого, интернет у нас в регионе плохой — куда-то исчезают. На самом деле все очень просто.

Говорить об объеме торгов много не буду. В основном проходили аукционы с суммами до 3 млн рублей. Но иногда были и крупные лоты по строительству, по реконструкции зданий. Максимальная сумма размещения госзаказа была равна в прошлом году 173 млн рублей.

Мы составили рейтинг федеральных структур, размещающих через нашу площадку заказы. На первом месте находится МВД РФ в лице двух окружных управлений по материально-техническому и военному снабжению — Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Они в основном закупали продукты питания. Процедура для них оказалась очень удобной: быстро, оперативно, отсутствует чрезмерно большое количество бумаг, необходимых при проведении традиционных аукционов. Торги проходили удачно, не было случаев уклонения от заключения контракта, непоставок товара. Словом, результат эксперимента можно назвать положительным.

Нельзя обойти вниманием еще одну тему: как перевести на электронные торги подведомственные организации, то есть заказчиков второго уровня, и сделать это безболезненно. На сегодняшний день ситуация двоякая. С одной стороны, от заказчиков на местах мы слышим такие заявления: «Жил я, не тужил, проводил обычные аукционы, все поставщики у меня построены по ранжиру, аукционная документация разработана, а тут придумали какую-то электронную площадку — лишнюю головную боль на мою и без того несчастную голову». Такие настроения надо пресекать на корню. В первую очередь я обращаюсь к структурам, имеющим обширные подведомственные сети: собирайте своих государственных заказчиков, приглашайте нас. Мы обязательно приедем, проведем обучающий семинар, привезем материалы, подискутируем, ответим на вопросы. Эти мероприятия для госзаказчиков мы проводим бесплатно. Если у вас структура небольшая, вы можете направить своих представителей в Москву, где мы регулярно проводим обучающие мероприятия на базе Центрального Дома предпринимателя. После вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ к нам поступает масса обращений. Но по сравнению с тем количеством структур, на которых распространяется действие данного закона, — это капля в море. Здесь присутствуют представители управления Федеральной службы исполнения наказаний. На сегодняшний день на электронной площадке зарегистрировано 169 подведомственных этой структуре организаций. Это рекорд. Такой цифры нет ни у кого. Но, насколько мне известно, всего в структуре ФСИНа около 10 тысяч подведомственных организаций.

Для того чтобы процесс перехода на электронные торги стал необратимым, его надо постоянно контролировать и направлять. У каждого государственного заказчика должен быть специалист или даже отдел, который бы занимался электронными аукционами, составлял отчеты, анализировал, консультировал подведомственные организации. Мы понимаем, что штаты в госорганизациях не резиновые, поэтому предлагаем новую услугу — разместить у себя нашего консультанта-представителя, который мог бы анализировать информацию по торгам, выявлять сговор участников аукциона. По электронным торгам сговор отследить легче, чем при проведении традиционного аукциона.

Шаги к успеху

Елена Ленева, начальник управления организации торгов на товарном рынке ЗАО «ММВБ-Поволжье»:

- Площадка «ММВБ-Поволжье» существует с 1994 года и выполняет функции Московской межбанковской валютной биржи в Приволжском федеральном округе. С 2002 года мы развиваем биржевые торги на товарном рынке, и данное направление является для нас приоритетным. Общий оборот сделок, совершенных на «ММВБ-Поволжье» за 2009 год, составил более трех триллионов рублей. Все сделки у нас проходят в электронной форме. Это либо аукцион на повышение, либо аукцион на понижение, либо встречный аукцион. Торги на товарном рынке мы проводим на базе лицензии, которую получили в 2000 году. Все торги на товарном рынке у нас имеют отношение к государственному заказу. Проекты реализуются на двух уровнях. На федеральном уровне — это биржевые торги по государственным интервенциям, как закупочным, так и товарным. Старт данному виду деятельности был дан в 2002 году. На областном уровне — это биржевые торги по размещению государственного заказа Нижегородской области. Этим мы занимаемся с 2006 года. Основные виды товаров, по которым происходят закупки, — фармацевтическая продукция, нефтепродукты и каменный уголь.

Каждый поставщик, который приходит к нам на биржу и собирается работать на товарном рынке, получает статус или члена секции, или разового посетителя в зависимости от задач, которые он собирается реализовать на электронной площадке. Крупнейшими заказчиками биржевых торгов «ММВБ-Поволжье» в секции товарного рынка являются Нижегородская областная фармация и Нижегородская областная аптечная сеть.

Биржевые торги мы разделяем на шаги. Первый шаг — это публикация извещения. Здесь нужно обратить внимание на сроки. Практика показала, что пяти рабочих дней достаточно, чтобы заинтересованные лица успели изучить публикацию и зарегистрироваться на торги. В извещении мы указываем сроки и место проведения регистрации и самих торгов, размещаем список документов, необходимых для регистрации, даем спецификацию лотов с перечислением всех существенных условий и проект контракта, который будет заключен с победителем аукциона. То есть мы даем максимально полную информацию, чтобы потенциальные участники торгов знали, на что они идут.

Второй шаг — это проведение регистрации. Форма регистрации зависит от того, к какой категории принадлежит участник торгов. Разовые посетители (обычно это компании, которые впервые приходят на биржу и по первому опыту принимают для себя решение, подходит им данная деятельность или нет) приносят нам полный комплект документов. Если в дальнейшем компания принимает решение о долгосрочном сотрудничестве с нами и становится членом секции, процедура регистрации для нее становится проще: предоставляются только те документы, у которых заканчивается срок действия (доверенности, выписки из реестра). Прежде чем приступить к торгам, все участники проходят у нас бесплатное обучение в биржевом торговом зале.

Третий шаг — это проведение биржевых торгов. Заранее составляется расписание. Обычно это перечень лотов, который отторговывается последовательно. Перед торгами каждому участнику выдаются идентификатор и пароль. Мы работаем без электронной цифровой подписи, потому что все торги у нас осуществляются по защищенным каналам связи. Большинство участников торгует в нашем торговом зале, хотя предусмотрен и удаленный доступ. Торговые сессии на товарной секции проводятся в форме аукциона на понижение стартовой цены по каждому лоту. Продолжительность одной торговой сессии составляет от двух до пяти минут. В течение торгов подается неограниченное количество заявок, но от одного участника всегда идет одна заявка: каждая последующая заявка отменяет действие предыдущей. Автоматически определяется победитель, подавший заявку с минимальной ценой. Если таких заявок будет две или более, победителем признается тот, чья заявка подана раньше.

Четвертый шаг — оформление результатов торгов. На каждый лот у нас оформляется протокол торговой сессии, в котором указываются все существенные условия. Он подписывается председателем и членами биржевой комиссии, победителем торгов и компанией, подавшей предпоследнюю заявку. В случае, если победитель в силу каких-то обстоятельств не может исполнить свои обязательства по контракту, заказчику торгов нет необходимости в соответствии с нашим регламентом проводить повторные торги. Он может приобрести товар у компании, подавшей предпоследнюю заявку.

По итогам торгов у нас есть сводный протокол, в котором указываются стартовая цена, все существенные условия, цена по итогам торгов. Сводный протокол публикуется в открытом доступе на нашем сайте и рассылается по электронной почте по адресам из базы данных. Мы никогда не публикуем наименования компаний-победителей. Это наша внутренняя информация. Главное, на что должны ориентироваться конкуренты, — это на цену.

Естественно, всех интересует вопрос, какие финансовые обязательства возникают у участников торгов на нашей площадке. По итогам торгов победитель уплачивает бирже комиссионное вознаграждение в размере 0,3 процента по госзакупкам для нужд Нижегородской области, 0,5 процента — по федеральным государственным интервенциям. Перед торгами участники проплачивают гарантийный взнос, размер которого определяется либо процентно, либо в абсолютных цифрах. Например, по зерну — 60 рублей с каждой тонны, а по областному госзаказу — 0,5 процента от стартовой суммы лота. Гарантийный взнос возвращается в полном объеме компаниям, не победившим в аукционе. Победителям взнос возвращается за вычетом биржевой комиссии. Гарантийный взнос может быть удержан в полном объеме в качестве штрафа, но с 2006 года не было ни одного случая, чтобы мы кого-то наказывали рублем.

Какие же санкции нефинансового характера мы применяем к участникам, которые не исполняют условия контрактов по итогам торгов? За повторное нарушение обязательств решением генерального директора биржи мы отстраняем участника от торгов на три месяца. Если после этого компания вновь нарушает условия контракта, ее отстраняют от торгов бессрочно.