Новости сайта

05.12.2008

Публичные слушания бюджета-2009

Оптимизация расходов вызвала шквал эмоций

Открывая публичные слушания бюджета-2009, собравшие депутатов, членов областного правительства и представителей общественных организаций, председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Сергей Курилов полушутливо-полусерьезно предупредил: «Наша задача – изыскать дополнительные доходы, а не жаловаться на сокращение расходов. Сами понимаете, не от хорошей жизни мы пошли на

этот шаг».

Экономическая подножка

О жизни в рамках консервативного экономического сценария, который предписан Министерством финансов РФ будущему году, рассказала собравшимся временно замещающая должность руководителя областного департамента финансов Раиса Распутина. Если прежние бюджеты уверенно шагали по лестнице ежегодного прироста, иной раз прыгая через пару ступенек, то нынешний потерял былую резвость. Будущее областного бюджета еще более-менее оптимистично – он обещает прирастить доходы на 1,8 млрд. рублей, достигнув 60-миллиардной отметки, а консолидированный сдаст свои позиции сразу на 3 млрд., опустившись до 79,3 млрд. рублей.

Как выяснилось, подножку доходной части подставил не только грядущий экономический спад, но и ряд изменений в налоговом и бюджетном законодательстве. Они грозят отобрать у области примерно 1,7 млрд. рублей налоговых поступлений. Правда, объявленное увеличение акцизов на алкогольную продукцию, платы за прессинг на окружающую среду и повышение транспортного налога с физических лиц позволят пополнить областной бюджет. Но всего лишь на 300 млн. рублей. Это, конечно, неравноценная компенсация.

Снижает свою помощь области и федеральный бюджет. На будущий год обещано лишь 14,3 млрд. рублей, что на 3 млрд. меньше нынешнего объема безвозмездных поступлений. Но, как сказала Раиса Распутина, сейчас ведется работа, чтобы области сохранили прежний размер трансфертов.

Если в прежние годы нехватку доходов восполнял дефицит бюджета, то нынешние рекомендации Минфина, которые можно рассматривать как негласный приказ, практически лишили возможности воспользоваться этой палочкой-выручалочкой. И хотя полностью избавиться от дефицита не удалось и он заложен в размере 1,3 млрд. рублей, это, по замечанию министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимира Пашкова, не слишком отяготит государственный долг региона. «Необходимо стабилизировать его на уровне 16,6 млрд. рублей к концу будущего года и не дать ему увеличиваться».

По словам председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирины Морохоевой, долг все же велик:

– Иркутская область наряду с Московской, Ярославской, Белгородской, Омской и другими областями входит в десятку регионов с самым высоким уровнем госдолга. У остальных он не превышает 14–15% от собственной доходной части.

Финансовая операция без наркоза

При таком раскладе доходов вторая редакция бюджета-2009 была вынуждена урезать расходную часть первой редакции на 5 млрд. рублей. Естественно, что пришлось резать по живому, надеясь «зализать раны» дополнительными доходами. Но эта операция вызвала неоднозначную реакцию как у депутатов, так и у мэров, присутствовавших на слушаниях.

Обиду высказали сельхозники:

– Я понимаю, что надо сокращать расходы, но почему ассигнования на поддержку сельского хозяйства сократили сразу в три раза? – недоумевал депутат ЗС и генеральный директор Усольского свинокомплекса Илья Сумароков. – Это что, социально незначимая отрасль?

Недовольны были и спортсмены:

– При нынешнем финансировании спорта мы растеряем ведущих спортсменов, – предрек областной министр по физкультуре, спорту и молодежной политике Борис Пузыня. – Их переманят другие регионы.

Депутат ЗС и главный врач факультетских клиник Иркутского государственного медицинского университета Гайдар Гайдаров со всем своим южным темпераментом вступился за здравоохранение:

– У врачей есть такое понятие: по жизненным показаниям. Так вот, по этим жизненным показаниям нельзя уменьшать на 25 миллионов рублей производство донорской крови. Что вы будете без нее делать в критических обстоятельствах? В прошлом году ассигнования на закупку медикаментов больницам были урезаны до 85% от необходимого. Мы пошли на это, посчитав временной мерой. Сегодня закладываем всего 38%. Получается, что из трех операционных столов у нас будет наркоз, кровь и все остальное лишь на один, а два других должны снабжать родственники больных. А питание? 65% от нормы. Но у нас же не колбасная обжираловка, а лечебное питание. На 65% нельзя поставить человека на ноги.

Заместитель председателя Иркутского профобъединения Валерий Лукин выразил сожаление, что обсуждение главного финансового документа проходит в авральном порядке:

– Вместо положенных законом 86 дней депутатам отпускается всего лишь 12 дней на рассмотрение и принятие бюджета. Провести качественный анализ за столь короткий промежуток времени просто невозможно.

Мэр Киренского района Петр Неупокоев, обрисовав довольно бедственное положение своей «вотчины», обратился к депутатам с предложением пересмотреть размер дефицита:

– С одной стороны, по телевизору идут уверения в мощной подушке безопасности, которая гарантирует сохранение всех социальных ассигнований, а с другой – из Минфина идут какие-то подметные письма с требованием сократить дефицит бюджетов до минимума. Не получается у нас минимума. Может, сделать дефицит не 2,9%, а 9,2%? Привлечь депутатов Госдумы от Иркутской области, пусть добиваются увеличения финансовой помощи.

От уменьшения расходов – к увеличению доходов

Кстати, Петр Неупокоев подсказал место, где в буквальном смысле зарыты дополнительные доходы. Это трасса нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», 220 км которой проходят как раз по Киренскому району. Расчетная плата за использование земли составила 54 млн. рублей в год. За два года строительства набежало 108 млн. Казалось бы, приличная сумма. Но нефтяники каким-то образом умудрились оформить землю лесного фонда как противопожарный разрыв и свести годовую плату до 3 млн. рублей.

– Это только наш район потерял 100 миллионов, а если учесть длину всей трассы, прошедшей по другим районам, – это уже 400 миллионов рублей. Копейки бережем, а миллионы мимо проходят.

Тему дополнительных доходов продолжил и профессор экономики Алексей Никольский. Во-первых, считает он, пришла пора перекрыть отток финансового капитала, который осуществляют крупные ФПГ, размещающиеся на территории области. Это поможет привлечь в бюджет не менее 8 млрд. рублей. Во-вторых, надо повысить ренту за использование лесов, которая сейчас непозволительно низка. Это даст возможность пополнить казну еще на 7 млрд. рублей. И в-третьих, обложить производителей гидроэнергии водной рентой, как это практиковалось еще при Юрии Ножикове.

В ходе трехчасового обсуждения был сформулирован ряд рекомендаций. В частности, правительству Иркутской области предлагается более эффективно вести работу по привлечению средств федерального бюджета через участие в федеральных целевых программах, сделать дополнительную оценку всех доходных источников, а все дополнительные доходы распределять после обсуждения с депутатами ЗС. И вести планомерную работу по сокращению долговых обязательств региона.

Большинство участников, учтя экономическую ситуацию и то, что в бюджет-2009 в основном включены все расходные обязательства Иркутской области, рекомендовали Законодательному собранию принять проект главного финансового документа региона в первом чтении и продолжить над ним работу.

Здравоохранению пообещали приоритетное финансирование

На следующий день дебаты, развернувшиеся на публичных слушаниях, перекочевали на заседание комитета по бюджету ЗС, собравшее невиданное ранее количество участников. Вновь массированному критическому обстрелу подверглась статья «Здравоохранение». По мнению депутата ЗС и главного акушера-гинеколога Иркутской области Натальи Протопоповой, лишившись полумиллиардного финансирования, она лишится высокотехнологичного лечения населения.

– Это приведет к закрытию специализированных коек по кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии, выхаживанию детей… Большинство пациентов не имеют возможности самостоятельно приобретать дорогостоящие медикаменты. Денег хватит только на первичное врачебное обслуживание. Нужно или возместить эти полмиллиарда, или честно сказать населению, что высокотехнологичное лечение стало недоступным.

По данным, которые огласила председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева, финансирование медицины из года в год сокращается. Если в 2007 году ее доля в расходах областного бюджета составляла 12,5%, в 2008-м – уже 9%, то на 2009-й выделяется лишь 7,8%. Попали под нож и ведомственные программы. Например, финансирование программы «Туберкулез» уменьшено в 2,8 раза по сравнению с нынешним годом. Хотя, как заметила Ирина Морохоева, по смертности от туберкулеза Иркутская область попала в первую пятерку в стране.

Как заверила Раиса Распутина, представляющая областной департамент финансов, здравоохранение не останется без внимания правительства. «С получением дополнительных доходов оно будет профинансировано в приоритетном порядке».

На дополнительные доходы рассчитывает и председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Юрий Фалейчик:

– Из всех курируемых комитетом программ одна, касающаяся поддержки сельхозпроизводителей, имеет совершенно уникальное значение. Деньги, вложенные по этой программе, дают реальную прибавку того продукта, который необходим в любой кризис. Это продовольствие. Наш комитет настаивает на том, чтобы в случае получения дополнительных доходов увеличить финансирование программы поддержки крестьян.

Претензии к бюджету могли бы, наверное, продолжаться и дальше, если бы министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Владимир Пашков не напомнил, что предмет первого чтения – это утверждение основных параметров: дохода, расхода, дефицита. «Мы же сейчас вторглись в пределы второго чтения, когда придется делить наши доходы постатейно. Давайте не будем спешить».

Голосование показало, что члены комитета не склонны посягать на основные параметры. Бюджет рекомендован к рассмотрению на сегодняшней сессии Законодательного собрания.

МНЕНИЯ

Федеральная финансовая подушка

Члены комитета по собственности и экономической политике ЗС поинтересовались, сколько денег потеряют муниципальные образования в результате принятия поправок к Закону о межбюджетных трансфертах и как эти потери будут им компенсироваться. По информации Раисы Распутиной, возвращать деньги в территории планируется с помощью субсидий – на зарплату работникам бюджетной сферы и муниципальным служащим. При этом она отметила, что штатная численность работников бюджетных организаций стремительно растет, в связи с чем в следующем году планируется провести анализ этих показателей. Раиса Распутина также сообщила, что общий фонд оплаты труда в следующем году увеличится на 4%. В частности, в бюджете заложены средства на повышение минимального размера оплаты труда и зарплаты бюджетникам с 1 февраля.

Не смогли парламентарии оставить без внимания и вопрос привлечения федеральных средств в областную казну. По словам Раисы Распутиной, до конца года у нашего региона есть шанс получить государственные деньги в качестве дотации на сбалансированность бюджетов (этот трансферт в 29 млрд. рублей еще не распределен по субъектам РФ). В таком случае Приангарье рассчитается по кредиту из федерального бюджета в размере 500 млн. рублей. Более того, регион может получить разрешение Министерства финансов РФ на оформление в декабре банковского кредита в размере 4 млрд. рублей. Вместе с тем, по данным Контрольно-счетной палаты, существует большой резерв увеличения доходов за счет федеральных целевых программ, финансирование по которым для субъектов РФ в 2009 году увеличивается на 70%, и эти средства еще не распределены.

После обсуждения этой информации депутаты единогласно решили рекомендовать сессии ЗС принять главный финансовый документ в первом чтении.

Больницам не хватит денег на бинты и продукты

Члены комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС хоть и рекомендовали к принятию в первом чтении бюджет-2009, но высказали озабоченность снижением финансирования медицины. Под сокращение попали основные статьи расходов мед-учреждений – медикаменты, перевязочные материалы, питание. В общей сложности на здравоохранение планируется заложить 5 млрд. 57 млн. рублей. Основная статья – содержание медучреждений. В том числе инвестиции в капстроительство составят

455 млн. рублей, финансирование областных целевых программ – 296 млн. рублей. Будут финансироваться программы «Вакцинопрофилактика», «Анти-СПИД», «Сахарный диабет». В разряд ведомственных переведены программы «Онкология», «Туберкулез», «Здоровое поколение», «Инфекционные заболевания, передающиеся половым путем».

Резервный фонд правительства увеличился

Большинство членов комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания проголосовали за принятие бюджета-2009 в первом чтении. Однако против высказались четверо из девяти присутствовавших депутатов, все из фракции КПРФ. При этом заместителя председателя комиссии Евгения Рулькова заинтересовало, сколько средств в казне предусмотрено на содержание правительства Иркутской области. Соответствующие цифры временно замещающая должность заместителя директора департамента финансов Раиса Распутина пообещала подготовить к сессии ЗС, отметив, что на эти цели должно приходиться не более 4% бюджетных расходов. Кроме этого, отвечая на вопрос Евгения Рулькова об увеличении Резервного фонда правительства (с 50 млн. до 100 млн. рублей), Раиса Распутина отметила, что эти средства предназначены для финансирования самых экстренных и первоочередных потребностей и их расходование будет в обязательном порядке согласовываться с законодателями.

05–12–2008