Автономная некоммерческая организация Консультационный центр |
![]()
АНО "Эксперт" » Особенности торгов » Медицинских товаров и лекарственных средств
Руководитель Нижегородского Регионального центра подготовки кадров ля системы госзакупок НФ ГУ-ВШЭ Сироткина Н. Г. Журнал Госзаказ: управление, размещение, обеспечение №11 (январь/март) 2008 г. Особенности закупки фармацевтической продукции в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-Ф3 Размещение заказов на закупку фармацевтической продукции является Заметим, что медицинское оборудование не вошло в перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному размещению путем проведения аукциона, и подлежит размещению на конкурсной основе. Эффективность закупочных процедур во многом зависит от того, насколько точно сформулированы требования к закупаемой фармацевтической продукции. Лекарственные препараты подразделяются на две основные категории: оригинальные и воспроизведенные лекарства (дженерики). Оригинальные лекарственные средства выпускается фирмой-разработчиком, и таких фирм сравнительно немного, так как процесс разработки нового препарата очень дорогостоящий и длительный. Протестированное лекарственное средство патентуется и в англоязычной литературе имеет название Brand. Остальные фирмы могут производить копии оригинальных препаратов-дженерики, которые по своему воздействию могут быть аналогичны или очень близки. Дженерические препараты могут быть зарегистрированы как под фирменным, так и под международным непатентованным названием. Международное непатентованное название (МНН) — это название лекарства, зарегистрированное или рекомендованное ВОЗ. Оригинальные препараты обязательно имеют МНН, но часто производятся и продаются в аптеках только под патентованными названиями (например, винпоцетин — международное непатентованное название, а КАВИНТОН — патентованное название оригинального препарата, под которым лекарство продается в аптеке). В случаях, когда дженерическое лекарство хорошо известно пациентам и врачам и применяется давно, то его производят и продают под названием, совпадающим с МНН. Международное непатентованное название широко применяют в качестве стандарта для формулировки предмета контракта во многих странах мира. Этот подход оправдан как при закупке лекарственных средств, выпускаемых различными производителями, так и при закупке препаратов, выпускаемых только одной фармацевтической компанией. В соответствии с письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 15.10.2007 Г\]1 00З/048743П, размещение заказов на поставку лекарственных средств осуществляется по международным непатентованным наименованиям. При этом указывается, что различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспорина несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. В письме от 16.10.2007 №АЦ/19080 Федеральная антимонопольная служба России разъяснила, что по указанным основаниям размещение заказа на поставку циклоспорина и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами «или эквивалент» в соответствии с ч. З ст. 34 Федерального закона Г 94-Ф3. В этом случае по каждому торговому наименованию инсулина и циклоспорина рекомендуется формировать отдельный лот. Нередко заказчики формулируют предмет государственного или муниципального контракта в полном соответствии с требованиями законодательства, указывая непатентованные медицинские наименования лекарств, но при этом предъявляют такие требования к упаковке, что фактически ограничивают конкуренцию одним производителем. Контролирующие органы трактуют такие действия как скрытое ограничение конкуренции и признают нарушением антимонопольного законодательства. Большое количество нареканий со стороны органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения государственного и муниципального заказа, вызывает механизм формирования лотов при проведении аукциона. Заказчик самостоятельно формирует лоты, а также принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа, включая форму выпуска лекарственного средства (ампулы, таблетки и тд.), сроков и иных условий поставки товаров. Обязательным требованием при проведении лотовой закупки является указание начальной (Максимальной) цены по каждому лоту и объема закупаемых лекарственных препаратов. Отметим, что заказчик при размещении заказов на поставку лекарственных средств не может указывать начальную (максимальную> цену за единицу таких средств (то есть мг, мл, ед) по аналогии с закупками работ по техническому обслуживанию и ремонту техники и оборудования, закупками услуг связи или юридических услуг. Обязательным требованием к документации об аукционе является наличие проекта контракта по каждому лоту. даже в ситуации, когда участник аукциона выигрывает несколько лотов, авторы рекомендуют заключать с ним отдельный контракт по каждому лоту. Существующая нормативная база не дает четких указаний по технологии формирования лотов. Очевидно, что чрезмерное укрупнение лотов ограничивает конкуренцию и не позволяет достигнуть максимально возможной экономии бюджетных средств. В тоже время увеличение количества лотов может существен но усложнить и затянуть процедуру аукциона. Особое внимание следует уделять закупке фармацевтических препаратов, производство и реализация которых является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2007 г. 1З5-ФЗ «О защите конкуренции не допускается включение в один лот лекарств, относящихся к наркотическим средствам и психотропным веществам, и иных лекарственных средств. Одной из серьезных проблем заказчика является оценка реальной потребности в лекарственных препаратах. Законодательство позволяет корректировать объем закупаемой продукции как на этапе заключения государственного и Муниципального контракта, так и в ходе его исполнения. Так, на этапе заключения контракта по согласованию с участником размещения заказа заказчик может увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой, предложенной участником, и начальной (Максимальной) ценой контракта (лота). Отметим при этом, что право заказчика на увеличение объемов и механизм корректировки с указанием, что именно принимается за единицу товара, должны быть зафиксированы в документации об аукционе. При изменении потребности в товарах в ходе исполнения контракта заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить количество предусмотренных товаров, но не более чем на десять процентов. Как и в предыдущем случае, Федеральный закон 94-Ф3 обязывает заказчика заранее оговорить указанное право в документации об аукционе. Учитывая то, что отношения заказчика и поставщика на этапе исполнения контракта регулируются контрактом, а не документацией об аукционе, авторы рекомендуют внести норму о праве заказчика изменять объемы также в проект государственного или муниципального контракта. Несмотря на жесткую регламентацию закупочных процедур, в настоящий момент существует ряд проблем, связанных с функционированием системы размещения заказов на поставку лекарственных средств. Аукционная форма размещения заказов нередко влечет за собой приобретение фармацевтических препаратов низкого качества, не соответствующих действующим международным стандартам производства лекарств — стандарты «качественной производственной практики» ( Good Мапiг[асшге Ргасiсе — G МР). Как результат, существует опасность использования производителями дешевых лекарственных субстанций низкого качества, не оказывающих должной терапевтической эффективности. Сложность формирования потребности лекарственных средств (невозможность точного количественного расчета нужных медикаментов), нечеткость в управлении закупками и поставкой лекарственных средств, отсутствие взаимосвязи между врачом и аптекой, а также отсутствие полной информации о наличии лекарственных средств на аптечных складах — все эти проблемы осложняют систему обеспечения фармацевтическими препаратами населения. Закупка лекарственных препаратов на сегодняшний день, к сожалению, считается одной из наиболее коррумпированных сфер закупочной деятельности, что ведет к прекращению борьбы за заключение государственных или муниципальных контрактов, сокращению числа участников торгов и, как следствие, повышению |
|
|||||||
|