Судебная практика
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа

Прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском (с учетом уточнений) к Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и государственному предприятию (ГП) "Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт» (в дальнейшем ОАО «Особые экономические зоны») о признании недействительными открытого конкурса по выбору организации для оказания услуг по проведению конкурсных торгов, состоявшегося 20 марта 2006 года согласно протоколу оценки и сопоставления конкурсных заявок заседания конкурсной комиссии Минэкономики Республики Бурятии, государственного контракта от 23 марта 2006 года N 63–24/060006/576115, заключенного между Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и государственным предприятием "Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт».

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: закрытое акционерное общество (ЗАО) «Экстис», государственное учреждение (ГУ) «Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия»

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, прокурор Республики Бурятия обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2007 года и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя жалобы, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права. При этом заявитель указывает на то, что судом допущено расширительное толкование пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель также указывает на то, что он имеет право на предъявление требований о признании недействительным конкурса в силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц в случае нарушений, допущенных государственными органами при проведении конкурса с нарушениями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заявитель указывает на то, что судом не дана оценка его доводам относительно отсутствия извещения о торгах в сети «Интернет».

Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель Министерства экономики Республики Бурятия отклонил доводы жалобы, ссылаясь на их необоснованность.

ЗАО «Экстис», ОАО «Особые экономические зоны» в отзывах на кассационную жалобу отклонили ее доводы, ссылаясь на законность принятого по делу судебного акта.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 20 марта 2006 года состоялся открытый конкурс по выбору организации для оказания услуг по проведению конкурсных торгов.

Заказчиком открытого конкурса выступило Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия. Организация и проведение конкурса было поручено ГУ «Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия».

Организатором торгов 03 февраля 2006 года в газете «Бурятия» было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса, предметом конкурса указан выбор организации для оказания услуг по проведению конкурсных торгов.

Заявки на участие в конкурсе подали ООО «Инженерно-консультационный центр» г.Москва и ГП "Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт» г.Москва.

Согласно протоколу оценки и сопоставления конкурсных заявок заседания конкурсной комиссии открытого конкурса по выбору организации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению конкурсных торгов по государственному заказу Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия от 20 марта 2006 года победителем конкурса признано ГП "Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт».

На основании названного протокола Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Заказчик) и ГП "Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт» (Исполнитель) заключили государственный контракт N 6324/060006/576115 от 23.03.2006г., по которому Исполнитель обязался оказывать услуги по разработке концепции создания туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия, организации и проведению конкурсных торгов на разработку Архитектурно- планировочного решения развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия, а Заказчик оплачивать эти услуги.

Ссылаясь на несоблюдение правил проведения конкурса, прокурор Республики Бурятия обратился в арбитражный суд с данным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности совокупности элементов, необходимых для признания торгов недействительными, отсутствия нарушений требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований прокурора Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Исходя из заявленных требований, в предмет доказывания по данному делу входят нарушение положений действующего законодательства при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего.

Правила и порядок организации проведения конкурсов на размещение государственных заказов регламентируются Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В статье 21 названного закона определены требования к извещению о проведении открытого конкурса. В части четвертой данной статьи установлен необходимый перечень сведений, которые должны содержаться в извещении.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 21 названного закона (в редакции действовавшей на момент проведения конкурса) в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара, таких работ, услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 22 названного закона сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса. В извещении о проведении открытого конкурса ГУ «Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия» предметом конкурса указало выбор организации для оказания услуг по проведению конкурсных торгов. В конкурсной же документации (техническом задании) и государственном контракте в качестве предмета указано оказание услуг по подготовке концепции создания туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия, организация и проведение конкурсных торгов на разработку архитектурно-планировочного решения развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия.

Таким образом, в извещении указаны неполные сведения о конкурсе, не дана краткая характеристика услуг.

Вместе с тем, обоснованно судом не принято в качестве оснований для удовлетворения требований истца указанные обстоятельства, поскольку указанные нарушения являются несущественными.

Правомерно включены в предмет судебного исследования вопросы доказанности нарушений прав и законных интересов потенциальных участников конкурса при его проведении.

В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) в которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъекта Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Таким образом, исходя из предмета иска на прокуроре лежит обязанность по представлению доказательств нарушения прав и законных интересов потенциальных участников конкурса и других лиц, не допущенных для участия в конкурсе.

Учитывая, что при проведении конкурса 20 марта 2006 года существенных нарушений требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» допущено не было, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

В связи с изложенным доводы заявителя жалобы являются необоснованными.

Довод заявителя относительно отсутствия доказательств опубликования извещения о проведении конкурса в сети «Интернет» также необоснован, поскольку в материалах дела (т.1 л.д.23) имеется извещение, опубликованное в данной сети.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2007 года приято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286–289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение от 31 августа 2007 года  Арбитражного суда  Республики Бурятия по делу N А10–942/07 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.