Страхование государственных контрактов
АНО "Эксперт" » Особенности торгов » Страхование государственных контрактов


30.07.2008

Исполнители госзаказа лишены реальной страховой защиты

На свой страх и риск

СОГЛАСНО Законодательству, 30 процентов суммарной СТОИМОСТИ КОНТРАКТА НА ИСПОЛНЕНИЕ государственного ЗАКАЗА — будь то поставка ПРОДУКТОВ В ШКОЛЬНЫЕ СТОЛОВЫЕ ИЛИ РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНЫХ проектов Министерства обороны и МЧС – должны быть обеспечены заранее.

Деньгами или страховым полисом — решать исполнителю КОНТРАКТА. ПОЧТИ ВСЕГДА В КАЧЕСТВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСТУПАЮТ полисы. Однако некоторые из них не покрывают и СОТОЙ ДОЛИ ВОЗМОЖНЫХ УБЫТКОВ. Формальность соблюдена — и ладно.

Демпинг подрывает рынок
Согласно статистике, страховое обеспечение гарантий по исполнению государственного контракта (напомним, в размере, не превышающем 30 процентов его начальной цены) выбирают для себя 99 процентов подрядчиков и поставщиков. Что вполне объяснимо. Альтернативные варианты в виде банковской гарантии и финансового залога предусматривают временное отвлечение дефицитных оборотных средств. Страховой договор гораздо проще и цивилизованнее.
Но здесь тоже есть свои трудности. Специалисты утверждают, что закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» определяет лишь возможность страхования госзаказа, не уточняя, на каких условиях это необходимо делать. Закон не содержит норм и правил страхования ответственности исполнителей госзаказа, связанных с перечнем конкретных рисков и расчетом ущерба при наступлении страхового случая.
Новоиспеченные деловые партнеры государства вынуждены вместе со страховщиками разрабатывать индивидуальные формы договоров, которые, естественно, базируются на общей практике страхового бизнеса. Их действия, в свою очередь, вызывают негативную, хотя и абсолютно законную реакцию со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «В итоге часто получается, что добросовестные страховщики оказываются не у дел, а горе-исполнители, имея возможность застраховать свои риски за три копейки, с гордостью демонстрируют государственному заказчику страховой полис», — сетует директор Петербургского представительства Национального перестраховочного общества Иван Морозов. По его убеждению, заказчик бессилен повлиять на ситуацию, поскольку формально требования закона выполнены. В результате госзаказ остается без реальной страховой защиты, а интересы страхового рынка подрываются с помощью откровенного демпинга, использующего «дырки» в законодательстве.
По мнению заместителя генерального директора компании «Росгосстрах-Северо-Запад» Дмитрия Куксинского, последствия недобросовестной конкуренции в сфере страхования госзаказа пока незначительны. Но и сам закон, по его словам, фактически действует не больше года. Как предостерегает Дмитрий Куксинский, очень скоро появятся примеры крупных убытков, поскольку объемы контрактов по госзаказу велики, а главный из страхуемых рисков — 100-процентное выполнение партнерами государства своих обязательств по срокам и качеству. «О том, что все компании сегодня следуют этому принципу, говорить не приходится», — подчеркивает топ-менеджер.

Для галочки
Неэффективность страховой защиты госзаказа влияет на качество его исполнения.
Обращаясь в сомнительную страховую компанию за дешевым полисом «для галочки», победитель конкурса или аукциона перестает нести ответственность за качество исполнения заключенного им контракта и получает возможность дополнительно «заработать» на нем. По наблюдениям председателя Совета Санкт-Петербургского отделения некоммерческого партнерства «Деловая Россия» Эльгиза Качаева, буквально на каждом конкурсе «…появляется очередная компания-однодневка, которая предлагает исполнение заказа по цене на 50 процентов ниже реальной. При этом вся документация в норме, а каким образом эта компания будет выполнять свои обязательства — неясно».

Подмена понятий
Стремясь защититься от недобросовестности делового партнера, госзаказчик все чаще требует, чтобы договор страхования контракта предусматривал неустойки и возмещение ущерба при ненадлежащем исполнении сроков и качества работ. Иными словами, всевозможные штрафы и пени, характерные, скорее, для типового договора между хозяйствующими субъектами.
- Наличие таких рисков в объеме покрытия требований заказчика не дает возможности российским страховщикам полноценно выйти на международный уровень страхования, чтобы обеспечить адекватную перестраховочную защиту, — поясняет руководитель отдела корпоративного страхования филиала ООО «Первая страховая компания» в Санкт-Петербурге Владислав Шестоперов. — Емкость национального рынка в расчете на один договор, по различным оценкам, составляет от 500 миллионов до 1,5 миллиарда рублей. Эти цифры слишком малы для рынка мирового. Крупные многомиллиардные объекты строительства адекватной страховой защиты не получают и не получат. А включение штрафных санкций и пени в объем страхового покрытия противоречит самой сути страхования, так как полностью снимает со страхователя всю ответственность за качественное исполнение договора.

Устранить противоречия
По мнению экспертов рынка, необходимо снять противоречия между Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О размещении заказов». Речь идет об исключении выгодоприобретателя, то есть госзаказчика, из процесса составления страхового договора, он останется прерогативой страховщика и компании, получившей госконтракт. Именно этот пункт, создающий возможность для злоупотреблений, вызывает вполне законные претензии антимонопольной службы.
Как считают эксперты, можно выработать нормативы и правила для надлежащей страховой защиты интересов государства в сфере исполнения госзаказа.
Универсальных правил страхования недостаточно, поскольку госзаказ объединяет наиболее сложные сферы: строительство, ремонт дорог, нанотехнологии; поставка техники, продуктов питания. Чиновники заинтересованы в работе по единым правилам не меньше, чем страховщики.
- У страховых компаний больше возможностей для проверки исполнителей госзаказа, нежели у нас, — поясняет заместитель главы администрации города Пушкин Алла Палагнюк. -Мы, по закону, можем потребовать соблюдения лишь формы обеспечения контракта, но не его содержания.

Кстати
По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Санкт-Петербурга, финансирование нужд государственного заказа составляет примерно 60 процентов расходной части городского бюджета. В 2007 году на эти цели было израсходовано 158,9 миллиарда рублей, плановый показатель на 2008 год — свыше 218 миллиардов.

Алексей САМОЙЛОВ