Решения
АНО "Эксперт" » УФАС по Иркутской области » Решения Иркутского УФАС » 


07.02.2011

ООО «СМП-Иркутск» на действия Агентства по государственному заказу Иркутской области

РЕШЕНИЕ № 197

06.10.2010г. г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <-> ,

при участии <-> ,

рассмотрев жалобу ООО «СМП-Иркутск» на действия Агентства по государственному заказу Иркутской области, ГУ «Управление капитального строительства Иркутской области», связанные с утверждением документации об аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Здание Государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске» с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России обратилось ООО «СМП-Иркутск» (по тексту — заявитель) с жалобой на действия Агентства по государственному заказу Иркутской области, ГУ «Управление капитального строительства Иркутской области», связанные с утверждением документации об аукционе для проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Здание Государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске» (по тексту – документация об аукционе) с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В своей жалобе заявитель указал следующее:

1. По сложившейся судебной практике лицензия на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется, однако в документации об аукционе установлено требование в соответствии с которым участники размещения должны в составе заявке приложить копию данной лицензии.

2. Документация об аукционе не предусматривает субподряд.

3. Часть III «Заказ на выполнение работ» предусматривает указание на ячеистые блоки, изготавливаемые на заводе «СИБИТ» ОАО «ГЛАВНОВОСИБИРСКСТРОЙ», что противоречит ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также ч. 3, ч. 3.1 ст. 34 Закона.

4. Документация об аукционе содержит противоречивую информацию о сроках выполнения работ и содержании работ в периоды строительства.

5. Строительство гаража на 3 автомобиля и книгохранилище не входят в предмет государственного контракта.

6. В документации об аукционе отсутствуют следующие виды работ: 33. работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 14.2. устройство вентилируемых фасадов.

Агентством по государственному заказу Иркутской области представлены письменные возражения по существу жалобы, в соответствии с которыми Агентство по государственному заказу Иркутской области считает жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения Агентства по государственному заказу иркутской области, установила следующее.

09.09.2010г. Агентством по государственному заказу Иркутской области размещено на официальном сайте извещение о проведении аукциона №477-ОА/10 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Здание Государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске».

В соответствии с частями 1 статьи 34 Закона, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с частью 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.

На основании ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона, документация об аукционе предоставляется в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

В случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный частью 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

Из Части III «Заказ на выполнение работ» документации об аукционе для проведения аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Здание Государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске», утвержденной 09.09.2010г. руководителем агентства по государственному заказу Иркутской области, Дубровиным С. И., следует, что наружные стены должны быть выполнены из ячеистых блоков, изготавливаемых на заводе «СИБИТ» ОАО «ГЛАВНОВОСИБИРСКСТРОЙ».

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что «СИБИТ» является товарным знаком, а ОАО «ГЛАВНОВОСИБИРСКСТРОЙ» является наименованием производителя.

Из анализа документации об аукционе установлено, что «заказ на выполнение работ» содержит и ряд других товарных знаков (например: «Кнауф», «РОКВУЛ ВЕНТИ БАТС Д»).

Представитель Агентства по государственному заказу Иркутской области при рассмотрении жалобы дал пояснение, что заказ на выполнение работ составлен в соответствии с проектной документацией, которая прошла государственную экспертизу в установленном законом порядке, и изменение проекта без согласования с автором является невозможным.

При этом, утвержденный, и прошедший государственную экспертизу проект документации ни уполномоченным органом, ни заказчиком не представлен.

Также представитель Агентства пояснил, что проектная документация до сих пор не поступила в Агентство по государственному заказу Иркутской области.

Кроме того, согласно информации, размещенной Агентством на сайте www . gz . gfu . ru , документация об аукционе не содержит проектную документацию.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России, считает, что Агентством по государственному заказу Иркутской области нарушены требования ч. 3, ч. 3.1, ч. 7 ст. 34 Закона.

Далее, как следует из п. 1 ст. 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно п. 2.1.5. проекта государственного контракта (часть II документации об аукционе), подрядчик обязуется исполнить работы лично, без привлечения субподрядчиков.

И следовательно, руководствуясь п. 1 ст. 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Комиссия Иркутского УФАС России признает необоснованным довод заявителя, касающийся неправомерности установления запрета на привлечение субподрядчиков, и касающийся отсутствия в документации об аукционе видов работ: 33. работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Поскольку здание Государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске не относится к объектам, определенным ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации – признается необоснованным довод заявителя, касающийся отсутствия в документации об аукционе вида работ: 14.2. устройство вентилируемых фасадов.

В соответствии с п. 2 Приказа МЧС РФ от 09 августа 2010г. №385 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 20.10.2008 №627» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 сентября 2010г.), лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесено в соответствии с постановлением к исключительной компетенции МЧС России.

Согласно проекту №305620–5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности», с 1 января 2011 прекращается лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В Письме МЧС России от 11.03.2010 N 19–1-15–1282 «О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» разъясняется, что Законом N 123-ФЗ не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в связи с чем вступление его в законную силу не влечет отмену лицензирования.

Также указанные выводы подтверждаются судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 06.04.2010 N Ф09–2190/10-С1 по делу N А71–14620/2009-А31).

Следовательно, требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, содержащееся в документации об аукционе, является правомерным.

Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС России не усматривает противоречий в сроках (периодах) выполнения работ, содержании работ в периоды строительства, а также не усматривает то, что строительство гаража на 3 автомобиля и книгохранилища не входит в строительство единого объекта Здание Государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске», так как п. 6.2. «заказа на выполнение работ» документации об аукционе предусмотрено в порядке 2-ой очереди строительство гаража на 3 автомобиля и книгохранилища. В свою очередь заявителем не представлено устное и письменное обоснование каким образом в результате этого ограничены права участников размещения заказа.

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СМП-Иркутск» частично обоснованной, в отношении нарушения Агентством по государственному заказу Иркутской области ч. 3, ч. 3.1. ст. 34 Закона.

2. Признать Агентство по государственному заказу Иркутской области нарушившим ч. 3, ч. 3.1., ч. 7 ст. 34 Закона.

3. Выдать Агентству по государственному заказу Иркутской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов путём аннулирования торгов в форме открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Здание Государственной универсальной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административных дел в отношении виновных должностных лиц.

5. Решение и предписание направить сторонам по делу.