Решения
АНО "Эксперт" » УФАС по Иркутской области » Решения Иркутского УФАС » 


26.08.2010

ООО «И-Строй» в лице филиала «ЦК-Строй» на действия Единой комиссии Администрации МО «Балаганский район»

РЕШЕНИЕ № 137

05.08.2010г. г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председатель Комиссии: «…»,

Члены Комиссии: «…», «…», «…», «…»,

при участии членов Единой комиссии администрации МО «Балаганский район»: «…», «…», «…», «…», представителя ООО «И-Строй» — «…», рассмотрев жалобу ООО «И-Строй» в лице филиала «ЦК-Строй» на действия Единой комиссии Администрации МО «Балаганский район», связанные с отказом в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции детского сада на 22 места в д. Заславская Балаганского района Иркутской области (реестровый номер ОА-01/10) (далее – открытый аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России обратилось ООО «И-Строй» в лице филиала «ЦК-Строй» (далее по тексту — заявитель) с жалобой на действия Единой комиссии Администрации МО «Балаганский район» при проведении открытого аукциона.

Заявитель в жалобе указал, что им была подана заявка на участие в открытом аукционе.

28.07.2010г. на официальном сайте www . gz . gfu . ru размещен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 28, согласно которого заявителю отказано в допуске к участию в открытом аукционе по причине несоответствия его заявки требованиям п. 4.2.1 документации об аукционе и п.п. 15, 20 Информационной карты, а именно непредставления заявки на участие в открытом аукционе в электронном виде.

Заявитель считает, что решение Единой комиссии неправомерно, поскольку законодательством о размещении заказов предусмотрено право участника размещения заказа подавать заявку на участие в открытом аукционе в письменной форме или в форме электронного документа, и нет указания на возможность заказчика установить требование об обязательном представлении заявки и в письменном и в электронном виде. Заявка на участие в открытом аукционе соответствовала всем требованиям документации об аукционе. Кроме того, датой окончания подачи заявок в документации об аукционе определено 17ч. 30мин. 21.07.2010г., а рассмотрение заявок началось в 9ч. 30 мин. 22.07.2010г., что противоречит положениям ч. 6 ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ, которая определяет, что прием заявок прекращается в день их рассмотрения непосредственно до начала рассмотрения заявок.

Из письменного возражения на жалобу № 1073 от 04.08.2010г. следует, что Администрация МО «Балаганский район» и Единая комиссия администрации МО «Балаганский район» не согласны с доводами жалобы по следующим основаниям.

Формальное нарушение срока окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе имело место, но не повлекло ограничения числа участников размещения заказа и нарушения прав заявителя, поскольку в период с 17ч. 30мин. 21.07.2010г. по 09ч. 30мин. 22.07.2010г. не подано ни одной заявки.

Заявителю отказано в допуске к участию в открытом аукционе в связи с несоблюдением требований п. 4.2.1 документации об аукционе, п. 15, п. 20 Информационной карты документации об аукционе. П. 4.2.1 документации об аукционе и п. 15 Информационной карты устанавливают требование о представлении заявки на участие в открытом аукционе в письменной и электронной формах. Установление в документации об аукционе такого требования необходимо для дальнейшего оперативного оформления документов (муниципального контракта).

П. 20 Информационной карты документации об аукционе установлены требования к оформлению заявки на участие в открытом аукционе, в частности – «все документы, насчитывающие более оного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью и заверены подписью уполномоченного лица участника размещения заказа, в том числе на прошивке». Заявителем данное требование не соблюдено. Кроме того, количество листов тома заявки, указанное на сшиве не совпадает с фактическим их количеством (указано 22, фактически 12), в описи представленных документов указан документ фактически отсутствующий в составе заявки (Справка о налогах и сборах), отсутствует подписанный проект муниципального контракта. Таким образом, заявителю отказано в допуске к участию в открытом аукционе правомерно.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, доводы заявителя, возражения Администрации МО «Балаганский район» и Единой комиссии администрации МО «Балаганский район», установила следующее.

1) 01.07.2010г. на официальном сайте www . gz . gfu . ru размещено извещение о проведении Администрацией МО «Балаганский район» открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции детского сада на 22 места в д. Заславская Балаганского района Иркутской области (реестровый номер ОА-01/10).

28.07.2010г. на официальном сайте размещен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 28, согласно которого всем семи участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе, отказано в допуске к участию в открытом аукционе, в частности Заявителю отказано в допуске к участию в открытом аукционе по причине несоответствия его заявки требованиям п. 4.2.1 документации об аукционе и п.п. 15, 20 Информационной карты. Данное несоответствие выражается, во-первых, в непредставлении заявки в электронной форме, во-вторых, в неверном её оформлении (документы, насчитывающие более оного листа не пронумерованы, не прошиты, не скреплены печатью и не заверены подписью уполномоченного лица участника размещения заказа, в том числе на прошивке).

В п. 4.2.1 документации об аукционе и п. 15 Информационной карты документации установлено требование о представлении участниками размещения заказа заявки на участие в открытом аукционе в письменной и электронной форме.

Согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в письменной форме или в форме электронного документа.

Таким образом, вышеуказанное требование документации об аукционе противоречит ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ, поскольку выбор формы (письменная, электронный документ) подачи заявки на участие в открытом аукционе является правом участника размещения заказа. Возможность заказчика потребовать представление заявки на участие в открытом аукционе в письменной форме и в форме электронного документа законодательством о размещении заказов не предусмотрена.

В соответствии с п. 6.3.1 Положения о Единой комиссии по размещению заказов, утвержденного постановлением мэра Балаганского района от 29.12.2008г. № 569, комиссия обязана знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства РФ. Следовательно, отказ в допуске к участию в открытом аукционе по причине отсутствия заявки, поданной в электронном виде неправомерен, так как такое требование документации об аукционе не соответствует закону.

При рассмотрении Комиссией Иркутского УФАС России заявки ООО «И-Строй» в лице филиала «ЦК-Строй» установлено, что она не соответствует требованиям п. 20 Информационной карты документации об аукционе (документы, насчитывающие более оного листа не пронумерованы, не прошиты, не скреплены печатью и не заверены подписью уполномоченного лица участника размещения заказа, в том числе на прошивке). Однако требование к оформлению заявки на участие в открытом аукционе, установленное в п. 20 Информационной карты не соответствует положениям ч. 2.2 ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ (Все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа). Вместе с тем, заявка ООО «И-Строй» в лице филиала «ЦК-Строй» прошита, пронумерована, содержит опись входящих в её состав документов, а также скреплена печатью и подписана уполномоченным лицом, то есть формально соответствует требованиям закона. Однако количество листов тома заявки, указанное на сшиве не совпадает с фактическим их количеством (указано 22, фактически 12), в описи представленных документов указан документ фактически отсутствующий в составе заявки (Справка о налогах и сборах), а также в составе заявки представлена нечитаемая копия документа. Помимо указанного, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что заявка подана от лица филиала – «ЦК-Строй», часть документов, входящих в состав заявки заверены печатью филиала (опись, заявка, анкета, уведомление о постановке на учет в налоговом органе), а оставшаяся часть документов заверена печатью общества. Представление заявки на участие в открытом аукционе филиалом юридического лица в соответствии с законодательством о размещении заказов недопустимо, так как участником размещения заказа может быть только юридическое или физическое лицо (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 94-ФЗ), коим филиал общества с ограниченной ответственностью не является (ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Заверение документов, входящих в состав заявки на участие в открытом аукционе печатью филиала юридического лица не предусмотрено законодательством о размещении заказов.

Указание Единой комиссии на непредставление в составе заявки подписанного проекта муниципального контракта необоснованно, поскольку такого требования не содержит ни документация об аукционе, ни Федеральный закон № 94-ФЗ.

Таким образом, Единой комиссией администрации МО «Балаганский район» правомерно отказано ООО «И-Строй» в лице филиала «ЦК-Строй» в допуске к участию в открытом аукционе по причине несоответствия заявки данного участника размещения требованиям документации об аукционе.

2) В протоколе рассмотрения заявок № 28 от 28.07.2010г. отсутствует ссылка на положения Федерального закона № 94-ФЗ, которым не соответствуют заявки участников размещения заказа и на соответствующие положения таких заявок.

В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 94-ФЗ протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.

Таким образом, Единой комиссией администрации МО «Балаганский район» нарушены требования к содержанию протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.

Нарушение должностным лицом государственного или муниципального заказчика, членом конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, — влечет наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей (ч. 2.1 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)).

3) П. 21 Информационной карты документации об аукционе определен срок подачи заявок на участие в открытом аукционе – до 17ч. 30мин. 21.07.2010г. Рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе назначено на 22.07.2010г. с 09ч. 30мин. (п. 23 Информационной карты).

В соответствии с ч. 6 ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ, прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.

Следовательно, датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе является день рассмотрения указанных заявок, однако муниципальным заказчиком в нарушение требований ч. 6 ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ установлена иная дата окончания срока подачи заявок, а именно день, предшествующий дню рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.

4) В п. 11 Информационной карты документации об аукционе установлены обязательные требования, предъявляемые к участникам размещения заказа, в частности – «соответствие предмету аукциона основных видов деятельности участника (для юридических лиц — определенная на основании его учредительных документов)».

Ст. 11 Федерального закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов. Требование об обязательном соответствии предмету торгов основных видов деятельности участника (для юридических лиц — определенная на основании его учредительных документов) в ст. 11 отсутствует.

Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 94-ФЗ кроме указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Таким образом, муниципальным заказчиком – Администрацией МО «Балаганский район» в нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 94-ФЗ установлено не предусмотренное законодательством о размещении заказов требование к участникам размещения заказа.

Кроме того, в числе требований к содержанию заявки на участие в открытом аукционе (п. 16 Информационной карты документации об аукционе) отсутствует требование о представлении участником размещения заказа копий учредительных документов (для юридических лиц), подлежащих обязательному представлению в соответствии с п/п «г» п. 1 ч. 2 ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ. В п. 26 Информационной карты указан срок заключения муниципального контракта — в течение 15 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, тогда как согласно п. 6 ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ такой срок должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.

Учитывая вышеизложенное, комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о несоответствии документации об аукционе требованиям законодательства о размещении заказов.

Документация об аукционе утверждена от лица муниципального заказчика «…» 29.06.2010г.

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)).

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «И-Строй» в лице филиала «ЦК-Строй» частично обоснованной.

2. Признать Единую комиссию нарушившей ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 94-ФЗ.

3. Признать муниципального заказчика нарушившим ч.ч. 2.2, 4, 6 ст. 35, ч. 4 ст. 11, п/п «г» п. 1 ч. 2 ст. 35, п. 6 ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ.

4. Выдать Единой комиссии и муниципальному заказчику предписания об устранении выявленных нарушений Федерального закона № 94-ФЗ путем аннулирования открытого аукциона.

5. Выдать Единой комиссии предписание о недопущении нарушения ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 94-ФЗ в дальнейшем.

6. Выдать муниципальному заказчику предписание о недопущении нарушения ч.ч. 2.2, 4, 6 ст. 35, ч. 4 ст. 11, п/п «г» п. 1 ч. 2 ст. 35, п. 6 ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ в дальнейшем.

7. Копию решения направить заявителю.

8. Копию решения и предписаний направить аукционной комиссии и муниципальному заказчику.

9. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.