Решения
АНО "Эксперт" » УФАС по Иркутской области » Решения Иркутского УФАС » 


19.07.2010

ООО СК «Ингосстрах-М» на действия государственного заказчика - УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области

РЕШЕНИЕ № 118

12.07.2010г. г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Заместитель председателя Комиссии: «…»,

Члены Комиссии: «…», «…», «…», «…»,

при участии представителя государственного заказчика — Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области (УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области) – «…», представителей ООО СК «Ингосстрах-М»: «…», «…», рассмотрев жалобу ООО СК «Ингосстрах-М» на действия государственного заказчика — УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области, связанные с неправомерным установлением в конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного медицинского страхования работающих граждан – сотрудников УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области (далее открытый конкурс) дополнительных подкритериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России обратилось ООО СК «Ингосстрах-М» (далее по тексту — заявитель) с жалобой на действия государственного заказчика — УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области при проведении открытого конкурса.

Заявитель в жалобе указал, что им была подана заявка на участие в открытом конкурсе.

В Информационной карте конкурсной документации (п. 23) содержатся критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе — цена и качество услуг. Критерий «качество услуг» разделен на несколько показателей, в частности показатель «дополнительные услуги». При этом конкурсная документация не содержит даже примерный перечень таких дополнительных услуг и механизм их оценки, определено только максимальное количество баллов по данному показателю – пять.

По мнению заявителя такое положение конкурсной документации противоречит ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ и нарушает его права как участника открытого аукциона, поскольку невозможно предположить какие именно дополнительные услуги удовлетворят потребности заказчика.

Представитель государственного заказчика — УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области «…» представил возражение на жалобу № 09–4627 от 08.07.2010г. согласно которому УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области не согласно с доводами жалобы заявителя по двум причинам: во-первых, подав заявку на участие в открытом конкурсе ООО СК «Ингосстрах-М» согласилось со всеми условиями конкурсной документации, во-вторых, такой показатель как «дополнительные услуги» был включен в конкурсную документацию на основании ч. 4.1 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ. Следовательно, государственный заказчик не нарушил действующее законодательство о размещении заказов.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, доводы заявителя, возражения УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области, установила следующее.

1. 19.05.2010г. на официальном сайте в сети Интернет www . zakupki . gov . ru размещено извещение о проведении УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного медицинского страхования работающих граждан – сотрудников УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области.

18.05.2010г. «…» утверждена конкурсная документация к открытому конкурсу. В п. 23 Информационной карты конкурсной документации (Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе) и п. 7 конкурсной документации (Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе) установлены два критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе: «цена» и «качество услуг». Критерий «качество услуг» в свою очередь разделен на восемь показателей (подкритериев) с указанием минимального и максимального значения указанных подкритериев в баллах (см. таблицу).

Показатели качества услуг

Условия показателя

Баллы

Наличие диспетчерско-консультационной службы для оперативного рассмотрения обращений, претензий застрахованных, консультирования.

В зависимости от представленных сведений

Да — 20

Нет-0;

Наличие службы экспертизы качества медицинской помощи по жалобе застрахованного лица.

В зависимости от предложенных условий

Да — 20

Нет-0;

Наличие договоров ОМС, заключенных с лечебными учреждениями г. Иркутска и Иркутской области.

В зависимости от представленных сведений (количество договоров)

От 1 до 50 – 10 баллов;

От 51 до 100 -15 баллов;

От 101 и более -20 баллов

Нет-0;

Срок выдачи полисов с момента подписания государственного контракта ОМС

Рабочие дни

1 день — 5 баллов

2 дня — 4 балла

3 дня — 3 балла

4 дня — 2 балла

5 дней — 1 балл

Свыше 5 дней -0 баллов

Наличие договора Иркутского областного фонда ОМС со страховой медицинской организацией (участником размещения заказа) со сроком действия равным или превышающим срок действия государственного контракта)

В зависимости от

представленных сведений

Да -20

Нет — 0;

Срок рассмотрения жалоб и обращений застрахованных лиц в случаях, не требующих медицинской экспертизы

Рабочие дни

1 день — 5 баллов

2 дня — 4 балла

3 дня — 3 балла

4 дня — 2 балла

5 дней — 1 балл

Свыше 5 дней -0 баллов

Срок рассмотрения жалоб и обращений застрахованных лиц в случаях, требующих медицинской экспертизы

Рабочие дни

До 20 дней – 5 баллов

От 21 до 30 дней – 2 балла

От 31 дня и более – 0 баллов

Дополнительные услуги

Оценка и сопоставление осуществляется в зависимости от предложенных услуг

Дополнительные услуги предоставляются бесплатно

Максимально — 5 баллов

При этом подкритерий «дополнительные услуги» не содержит указания на перечень таких дополнительных услуг, а значение этого подкритерия определено только в его максимальном пределе (5 баллов) без указания на механизм присвоения максимального количества баллов, тогда как остальные подкритерии содержат такое указание. Вышеуказанное положение конкурсной документации могло ввести в заблуждение участников размещения заказа, поскольку невозможно определить какие именно дополнительные услуги необходимы заказчику, а отсутствие в заявке на участие в открытом конкурсе соответствующих предложений может повилять на итоговый рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «качество услуг».

В ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ приведен печень критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности в п. 1.1 указанной нормы установлено, что критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ч. 4.1. ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Согласно письменным возражениям на жалобу № 09–4627 от 08.07.2010г., подкритерий «дополнительные услуги» был установлен в соответствии с ч. 4.1 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ.

Для выяснения состава подкритерия «дополнительные услуги» Комиссией Иркутского УФАС России был задан соответствующий вопрос представителю государственного заказчика — УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области. В ответ на заданный вопрос представитель государственного заказчика пояснил, что такие дополнительные услуги представляются участниками размещения бесплатно по их усмотрению, а максимальное количество баллов может быть присвоено заявке, содержащей наибольшее количество таких услуг. То есть указанные в конкурсной документации дополнительные услуги не являются обязательными и необходимыми для оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса. Однако, из буквального толкования ч. 4.1. ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ следует, что «иные показатели» (в рассматриваемом случае — дополнительные услуги) должны быть необходимыми для оказания услуг.

Таким образом, государственным заказчиком — УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области установившим в конкурсной документации показатель критерия «качество услуг» — «дополнительные услуги» нарушено требование ч. 4.1 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ.

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

2. Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 23.06.2010г. к участию в открытом конкурсе допущены два участника размещения заказа: ООО СК «Ингосстрах-М» и ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед».

В протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 24.06.2010г. содержится решение конкурсной комиссии УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области о признании победителем и присвоении первого номера заявке ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед».

В соответствии с ч. 9 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ, участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

При рассмотрении Комиссией Иркутского УФАС России заявки на участие в открытом конкурсе ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» установлено, что она не соответствует требованиям конкурсной документации. П. 4.2 конкурсной документации определен порядок внесения изменений в заявку на участие в открытом конкурсе. П/п 4.2.4. установлено, что изменения заявки на участие в открытом конкурсе подаются в запечатанном конверте, при этом на конверте должна быть пометка «Изменение заявки». А согласно п/п 4.2.5. изменения заявки должны быть оформлены в порядке, установленном для оформления заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с п. 3.4. конкурсной документации. В п. 3.4. установлено требование о необходимости сшить и пронумеровать все листы заявки, все листы тома заявки, а также составить опись документов, входящих в состав заявки. Однако при рассмотрении изменений заявки, поданных ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» 01.06.2010г. установлено, что на конверте с указанными изменениями не содержится надпись «Изменение заявки», документы, входящие в состав изменений не содержат соответствующей описи, не сшиты и не пронумерованы. При этом в п/п 4.2.3. определено, что изменения, внесенные в заявку, считаются неотъемлемой частью заявки на участие в открытом конкурсе. Следовательно, изменения заявки и ранее поданная заявка рассматриваются конкурсной комиссией как единая заявка на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 94-ФЗ, конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации.

Таким образом, конкурсной комиссии УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области надлежало отклонить заявку ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» на основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 94-ФЗ как не соответствующую требованиям конкурсной документации.

Нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, либо нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо нарушение членом аукционной или единой комиссии порядка проведения аукциона — влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

3. Кроме того, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 24.06.2010г. размещен УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области на официальном сайте только 28.06.2010г.

Согласно ч. 11 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

Следовательно, государственным заказчиком — УПФР (ГУ) в АМО Иркутской области нарушены сроки размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на официальном сайте.

За данное правонарушение Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 7.30).

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО СК «Ингосстрах-М» обоснованной.

2. Признать государственного заказчика нарушившим ч. 4.1 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ.

3. Признать конкурсную комиссию нарушившей п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 94-ФЗ.

4. Выдать государственному заказчику и конкурсной комиссии предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов путем аннулирования торгов.

5. Признать государственного заказчика нарушившим ч. 11 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ.

6. Выдать государственному заказчику предписание о недопущении в дальнейшем нарушения ч. 11 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ.

7. Решение направить заявителю.

8. Решение и предписания направит государственному заказчику и конкурсной комиссии.

9. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.