Решения
АНО "Эксперт" » УФАС по Иркутской области » Решения Иркутского УФАС » 


15.09.2009

ОАО «Вологодский машиностроительный завод» на действия муниципального заказчика и уполномоченного органа по размещению заказа Администрации г. Усть-Илимска

РЕШЕНИЕ № 95

09.09.2009г. г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Иркутского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Кулиш А. В. — заместитель руководителя Иркутского УФАС России,

члены Комиссии: Ларин И. И. – начальник отдела государственного заказа Иркутского УФАС России; Александров В. С. – заместитель начальника отдела государственного заказа Иркутского УФАС России; Евдокимова Е. В. – ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа Иркутского УФАС России; Тюрикова В. В. – специалист-эксперт отдела государственного заказа Иркутского УФАС России,

при участии представителя Администрации г. Усть-Илимска Кучеренко А. П. (доверенности №№ 1, 01-д от 08.09.2009г.); представитель заявителя — ОАО «Вологодский машиностроительный завод», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, генеральным директором представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

рассмотрев жалобу ОАО «Вологодский машиностроительный завод» на действия муниципального заказчика и уполномоченного органа по размещению заказа Администрации г. Усть-Илимска, связанные с установлением в документации по проведению открытого аукциона № ОА-16–09 на право заключения муниципального контракта на поставку городских автобусов для нужд муниципального образования г. Усть-Илимск в 2009г., требований к техническим характеристикам поставляемого товара, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России обратилось ОАО «Вологодский машиностроительный завод» (далее по тексту — заявитель) обратилось с жалобой № 15–1882 от 31.08.2009г. на действия муниципального заказчика и уполномоченного органа по размещению заказа Администрации г. Усть-Илимска, связанные с установлением в документации по проведению открытого аукциона № ОА-16–09 на право заключения муниципального контракта на поставку городских автобусов для нужд муниципального образования г. Усть-Илимск в 2009г. (далее — открытый аукцион № ОА-16–09), требований к техническим характеристикам поставляемого товара.

В своей жалобе заявитель указал, что положения документации по проведению указанного открытого аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона № 94-ФЗ, а именно: 1. Подпункт 10 пункта 6 («Технические характеристики») раздела 2 документации об аукционе содержит требование – «общее число мест – не менее 110». По мнению заявителя, данные требования являются информацией, ограничивающей количество участников размещения заказа, что запрещено п. 3.1. ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ, поскольку в соответствии с п. 2.1. (на автобусы и троллейбусы) ГОСТ 41.36–2004 (Правила ЕЭК ООН № 36), транспортное средство – это одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Предельное количество мест техническими нормами не регламентировано. Кроме этого, классификацией предусмотрены иные требования: 1) транспортное средство класса I (городской), конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена; 2) транспортные средства класса II (пригород), сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров, и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров. Следовательно, техническими регламентами обязательными для применения на территории РФ, не устанавливают четкое количество мест к автобусам класса М3, к которому относится товар, представленный в лоте № 1. 2. Подпункт 17 пункта 6 раздела 2 документации об аукционе содержит требование о том, что тормозная система должна быть рабочей – пневматической, двухконтурной с разделением контуров по осям, тормозные механизмы передних и задних колес барабанного типа, ABS. Заявитель считает, что данное условие не регламентировано нормативно-техническими документами, являющимися обязательными для заводов-изготовителей ATC категории М3, которые могут при установке и комплектации товара узлами и агрегатами (в том числе тормозная система) руководствоваться технической необходимостью в соответствии с требованиями ГОСТ (ГОСТ Р), действующими на территории РФ. 3. Согласно пп. 23 п. 6 раздела 2 документации об аукционе, рабочий объем двигателя (л) должен составлять 7,2л.; пп. 25 п. 6 раздела 2 документации об аукционе — макс. крутящий момент, Нм/мин. – 894/1440. По мнению заявителя, объем двигателя и максимальный крутящий момент не являются техническими характеристиками, регламентированными нормативно-техническими документами, являющимися обязательными для заводов изготовителей ATC категории М3, которые могут при установке и комплектации товара узлами и агрегатами (в том числе двигатель) руководствоваться технической необходимостью. Кроме этого, пп. 20 п. 6 раздела 2 документации об аукционе содержит требование – «двигатель (марка/тип) – Caterpillar 3126 или эквивалент / дизельный, 4-х тактный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском, с турбонагревателем». Данное установление дополнительных требований к объему двигателя, марка которого заявлена в технических характеристиках товара, является нарушением п. 3.1 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ. 4. Подпунктом 24 пункта 6 раздела 2 документации об аукционе определено – «мощность двигателя, кВт/л.с. – 172/234». Согласно требованиям ГОСТ Р52389–2005 (п. 5.10) АТС категории М3 должно иметь мощность двигателя, обеспечивающую соотношение, по крайней мере, 5,0кВт/т технически допустимой максимальной массы. Технически допустимая максимальная масса АТС М3 в соответствии с ГОСТ Р52389–2005 (приложение В) должна быть не более 18 000кг. (18т.). Таким образом, мощность двигателя, регламентируемая ГОСТ Р должна быть не менее 90 кВт. Иных требований законом не предусмотрено. 5. Подпунктом 30 пункта 6 раздела 2 документации об аукционе определено, что стекла должны быть затемненные (тонированные) в резиновом профиле. Способ установки стекол (резиновый профиль) не регламентируется нормативно-техническими документами, являющимися обязательными для применения на территории РФ, в связи с чем указание конкретного способ установки стекол в документации об аукционе, ограничивает количество участников размещения заказа, являющихся изготовителями АТС категории М3 с техническими характеристиками, разрешенными ГОСТами на территории РФ. На основании вышеизложенного, заявитель считает, что установление в документации об аукционе требований к техническим характеристикам товара, является информацией, ограничивающей количество участников размещения заказа, что противоречит п 3.1 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ.

Муниципальным заказчиком – Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска, представлены письменные возражения от 07.09.2009г. № 1024-ДЖ по существу доводов жалобы заявителя, согласно которым 31.08.2009г. в адрес муниципального заказчика и уполномоченного органа по размещению заказов – Финансовое управление Администрации г. Усть-Илимска по факсу поступил запрос исх. № 15–1881 от 28.08.2009г. от ОАО «Вологодский машиностроительный завод» о внесении изменений в документацию об аукционе № ОА-16–09 (согласно отметке по отправке факса, данный запрос был направлен заявителем 29.08.2009г., в субботу). Данный запрос не является запросом о разъяснении положений документации об аукционе, и на основании этого на официальном сайте не был размещен предмет запроса и разъяснение положений документации об аукционе. Рассмотрев полученный запрос, и в соответствии с ч. 9 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ, 31.08.2009г. муниципальный заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об аукционе в части технических требований, которые могли бы ограничить конкуренцию. Данные изменения в соответствии с ч.9 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ, 01.09.2009г. размещены на сайтах www.ust-ilimsk.ru, www.gz.gfu.ru, и 03.09.2009г. опубликованы в газете «Вечерний Усть-Илим». В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 94-ФЗ, 02.09.2009г. ОАО «Вологодский машиностроительный завод» был направлен ответ, однако, представители заявителя не получив ответ 31.08.2009г. направили жалобу в Иркутское УФАС России. Кроме этого, в письменных возращениях по существу доводов жалобы указано следующее: 1. По п. 1 жалобы: заказчиком в документации об аукционе № ОА-16–09 установлено требование к техническим характеристикам товара, в частности – «общее число мест – не менее 110», поскольку в данном случае заказчику необходимо приобрести городские автобусы большой вместимости для обеспечения доступности транспортных услуг на территории муниципального образования г. Усть-Илимск. Принимая во внимание устойчивый пассажиропоток на основных городских маршрутах, для перевозки необходимы автобусы большой вместимости ввиду того, что использование на данных маршрутах автобусов малой вместимости экономически невыгодно. Кроме этого, требование к общему числу мест «не менее 110» не ограничивает количество участников размещения заказа, т.к. не установлено четкое количество мест. 2. Из положений ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. При этом в Федеральном законе № 94-ФЗ и иных нормативных правовых актах не установлено каких-либо требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. ГОСТ Р 41.36–2004, ссылка на который приводится в жалобе заявителя, регламентирует технические требования для сертификации транспортных средств. Заказчик же приобретает автобусы как сертифицированный товар, а в соответствии с п. 2.1 раздела 2 документации об аукционе, поставщиком этого товара может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Преимуществ заводам-изготовителям в документации об аукционе не установлено. 3. В документации об аукционе установлены требования к тормозной системе в соответствии с ГОСТ Р 51709–2001 «Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», который распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и т.п. Транспортному средству с большой вместимостью необходима современная тормозная система, обеспечивающая безаварийную работу транспортного средства, учитывая условия северной территории и сложный рельеф местности. В документации об аукционе № ОА-16–09 отсутствуют ссылки на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Ссылки на нормативно-технические документы, являющиеся обязательными для заводов-изготовителей некорректны. Требования, к тормозной системе, указанные в документации об аукционе № ОА-16–09 соответствуют ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ. 4. В подпункты 23, 24, 25 Технического задания документации об аукционе № ОА-16–09 внесены изменения, которые могли бы ограничить количество участников размещения заказа. Требования, установленные заказчиком к характеристикам автотранспорта, не влекут ограничения количество участников размещения заказа, поскольку в них отсутствует указание на принадлежность к конкретному производителю ввиду неустановления точных характеристик товара. Максимальные значения мощности двигателя и крутящего момента, указанные в техническом задании документации об аукционе № ОА-16–09 характеризуют тягово-тормозные, динамические характеристики транспортного средства, влияющие на пассивную безопасность городского автобуса, нагрузки и износ тормозной системы. Характеристики, указанные в документации об аукционе № ОА-16–09, дают возможность потенциальному поставщику предложить к поставке товар эквивалентный товару, требуемому заказчику. Требование к двигателю обусловлено требованием стандарта Евро-3 – экологического стандарта, регулирующего содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельным и бензиновым двигателем. Все транспортные средства произведенные или ввезенные в Россию с 01.01.2008г. должны удовлетворять требованиям стандарта Евро-3. Подпункт 30 технического задания документации об аукционе № ОА-16–09 (стекла — затемненные (тонированные) в резиновом профиле) исключен.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения муниципального заказчика, установила следующее. 11 августа 2009г. на основании приказа начальника Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска Воротынцевой Т. В. № 66-ОД от 29.07.2009г. на сайтах в сети Интернет www.ust-ilimsk.ru и www.gz.gfu.ru, размещена информация о проведении открытого аукциона № ОА-16–09 на право заключения муниципального контракта на поставку городских автобусов для нужд муниципального образования г. Усть-Илимск в 2009г., с разбивкой по лотам: № 1 – поставка городских автобусов большого класса ЛиАЗ-5256.36 или эквивалент; № 2 – поставка городских автобусов среднего класса КАВЗ 4235–33 или эквивалент; № 3 – поставка городских автобусов ПАЗ-32053 или эквивалент. Срок подачи заявок на участие в аукционе – с 12.08.2009г. до 10.00 местного времени 02.09.2009г. Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3.1. статьи 34 Закона). Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ, при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Частью 9 статьи 34 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что Заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Изменение предмета аукциона не допускается. В течение пяти рабочих дней и в течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения соответственно опубликовываются в официальном печатном издании и размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена документация об аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. 25.08.2009г. в извещение об открытом аукционе и документацию об аукционе № ОА-16–09 внесены изменения, касающиеся начальной (максимальной) цены муниципального контракта по каждому лоту, и срока подачи заявок на участие в открытом аукционе – с 28.08.2009г. до 10.00 местного времени 14.09.2009г. Указанные изменения опубликованы 27.08.2009г. в газете «Вечерний Усть-Илим», и размещены на официальных сайтах в сети Интернет 26.08.2009г. 29.08.2009г. ОАО «Вологодский машиностроительный завод» в адрес муниципального заказчика и уполномоченного органа по размещению заказов Администрации г. Усть-Илимска был направлен запрос с предложением о внесении изменений в документацию об аукционе № ОА-16–09, на основании которого 31.09.2009г. муниципальным заказчиком в извещение и документацию об аукционе № ОА-16–09 внесены изменения, в частности, в п.6 технического задания по лоту № 1: рабочий объем – не менее 7,2л. (пп. 23); мощность двигателя, кВт/л.с. – не менее 172/234 (пп. 24); макс. крутящий момент, Нм/мин – не менее 894/1440 (пп. 25); пп. 30 – стекла, исключен. Срок подачи заявок на участие в аукционе – с 04.009.2009г до 10.00 местного времени 21.09.2009г. При исследовании документации об аукционе № ОА-16–09 (утв. начальником Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска Воротынцевой Т. В. от 06.08.2009г.), Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в техническом задании по лотам №№ 1,2,3 указаны наименования поставляемого товара и его технические характеристики, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (лот № 1 – поставка городских автобусов класса ЛиАЗ-5256.36 или эквивалент; лот № 2 – поставка городских автобусов среднего класса КАВЗ 4235–33 или эквивалент; лот № 3 – поставка городских автобусов малого класса ПАЗ-32053 или эквивалент). На рассмотрении жалобы представитель Администрации г. Усть-Илимска Кучеренко А. П. пояснил, что установление муниципальным заказчиком в документации об аукционе № ОА-16–09 технических характеристик товара, в частности, по лоту № 1, обусловлено тем, что г. Усть-Илимск является территорией, приравненной к районам Крайнего Севера, вследствие чего необходимо, чтобы товар отвечал определенным требованиям. Кроме этого, участники размещения заказа могли предложить эквивалент товара, являющегося предметом открытого аукциона. Заказчик вправе согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ, устанавливать в документации об аукционе требования к техническим характеристикам и иным показателям товара, позволяющие определять соответствие поставляемого товара потребностям заказчика. При этом каких-либо действий, направленных на ограничение количества участников размещения заказа при установлении технических характеристик товара, со стороны муниципального заказчика совершено не было.

Рассмотрев документацию по проведению указанного открытого аукциона, Комиссия Иркутского УФАС России не находит в действиях муниципального заказчика и уполномоченного органа по размещению заказов Администрации г. Усть-Илимска нарушений требований Федерального закона № 94-ФЗ.

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч.5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ОАО «Вологодский машиностроительный завод» на действия муниципального заказчика и уполномоченного органа по размещению заказа Администрации г. Усть-Илимска необоснованной.

2. Решение направить сторонам по делу.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.