Решения
АНО "Эксперт" » УФАС по Иркутской области » Решения Иркутского УФАС » 


14.07.2009

ООО «Сибэнергосервис» на действия единой комиссии администрации г.Черемхово

Автор УФАС по Иркутской области

РЕШЕНИЕ № 8

06.02.2009г. г.Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председатель Комиссии: Кулиш А. В. — заместитель руководителя Иркутского УФАС России,

Члены Комиссии: Ларин И. И. — начальник отдела ГЗ Иркутского УФАС России; Александров В. С. — заместитель начальника отдела ГЗ Иркутского УФАС России; Быков Р. В. — главный специалист-эксперт Иркутского УФАС России; Харламова Н. В. — специалист-эксперт отдела ГЗ Иркутского УФАС России,

при участии членов единой комиссии администрации г.Черемхово: Бабициной И.А.(член единой комиссии), Стрижовой Е.В.(секретарь единой комиссии) (действовавшие по доверенности №4 от 06.02.2009г.), представителей ООО «Сибэнергосервис»: Альмухаметовой А. А., Гапотченко И.Р.(действовавшие по доверенности №3 от 05.02.2009г.),

рассмотрев жалобу ООО «Сибэнергосервис» (исх. №11 от 26.01.2009г.) на действия единой комиссии администрации г.Черемхово, в связи с отклонением заявки на участие в открытом аукционе по выбору подрядчика на проведение ремонтных работ в здании муниципального образовательного учреждения «Лицей» г.Черемхово по ЛОТУ №2.,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России обратилось ООО «Сибэнергосервис» (далее по тексту — заявитель) с жалобой (исх. №11 от 26.01.2009г.) на действия единой комиссии администрации г.Черемхово, в связи с отклонением заявки на участие в открытом аукционе по выбору подрядчика на проведение ремонтных работ в здании муниципального образовательного учреждения «Лицей» г.Черемхово по ЛОТУ №2.

Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы.

В связи с отклонением заявки в открытом аукционе указаны следующие обоснования : устав не заверен нотариально — нарушение п/п «г» ч.1 п/п 3.6.14.2 п.3.6.3 аукционной документации, ч.1ст.35, п.1ч.2 ст.35 Федерального Закона № 94 от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон).

Согласно п.3.6.3. аукционной документации «Все документы, содержащие в заявке, должны быть скомплектованы в порядке, указанном в описи документов. Все заявки, включая приложения, должны быть, скреплены печатью, заверены подписью (уполномоченного лица Участника размещения заказа — юридического лица и собственноручно заверены участником размещения заказа — физического лица) и иметь сквозную нумерацию страниц. Верность копий документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе должна быть подтверждена печатью и подписью уполномоченного лица, если иная форма заверения не была установлена нормативными правовыми актами РФ. Копии документов должны быть заверены в нотариальном порядке в случае, если указание на это содержаться в Форме Описи документов, предоставляемых для участия в аукционе (Раздел 3)».

Однако в Разделе 3 Форма Описи не представлена.

В соответствии с п/п «г» ч.1 п/п 3.6.14.2 п.3.6.3 аукционной документации в качестве подтверждения полномочий на осуществление действий от имени участника при проведении настоящего аукциона в случае, если уполномоченным представителем участника является руководитель юридического лица участник размещения заказа должен быть предоставить «нотариально заверенную копию учредительных документов юридического лица со всеми изменениями, прошедшими государственную регистрацию(части 1,3 статьи 52 ГК РФ)».

Однако в ГК ст.52 ч.ч.1,3 не сказано о том, что копии учредительных документов должны быть заверены нотариально.

Кроме того, в Разделе 2 информационной карты п.21 предоставлен перечень документов, которые должен представить Участник размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе, в котором также не указано, что частник должен предоставить нотариально заверенную копию Устава. Притом, что в разделе 2 п.2 четко отмечено, что в случае противоречия между положениями инструкции по подготовке заявок на участие в аукционе и положениями информационных карт заявок на участие в аукционе последние имеют преобладающую силу».

В связи с вышеизложенным, заявитель считает, что предъявленные к ООО «Сибэнергосервис» претензии необоснованными, а принятое решение — вне правового поля.

Членами единой комиссией администрации г.Черемхово были представлены письменные возражения № 6/02 от 03.02.2009г. по существу жалобы, в которых приведены следующие доводы.

Решение Единой комиссии было основано на требованиях Закона и аукционной документации (далее по тексту — АД).

В соответствии с п.1 ч.4 ст.34 Закона, АД должна содержать требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе. Данные требования содержаться в п.3 АД, п.20,21 Информационной карты (далее по тексту ИК) АД.

ч.1 ст.35 Закона указывает, что для участия в аукционе участник подает заявку по форме, которые установлены АД.

При этом, п/п «в» п.1 ч.2 ст.35 Закона участник обязан включить в состав заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

В АД дается порядок и форма подтверждения полномочий лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

В п.3.6.14 утвержден порядок подтверждения полномочий лица на осуществление действий от имени участника при проведении настоящего аукциона, а именно п/п 3.6.14.2 АД разъясняет порядок подтверждения полномочий лица на осуществление действий от имени участника в случае, если уполномоченным представителем участника является руководитель юридического лица, согласно которому(п/ч. «г» ч.1 п/п 3.6.14.2 АД) документами подтверждающими полномочия руководителя юридического лица, в том числе являются: нотариально заверенная копия учредительных документов юридического лица со всеми изменениями, прошедшими государственную регистрацию.

Согласно ч.2 п/п 3.6.14.2 АД учредительными документами юридических лиц в соответствии с ГК РФ(ч.ч.1,3 ст.52 ГКРФ) и документацией об аукционе являются: для общества с ограниченной ответственностью(ООО) — учредительный договор и устав или устав(если в ООО один учредитель)(п/ч 1ч.2 п/п 3.6.14.2 АД).

ч.4 п.3.6.14.2 АД указывает, что полномочия руководителя юридического лица считаются подтвержденными только при одновременном наличии некоторых условий, в том числе условия о том, что все документы для подтверждения полномочий руководителя юридического лица должны быть представлены в полном объеме и оформлены в соответствии с требованиями законодательства РФ и аукционной документации (п/п1 ч.4 п.3.6.14.2 АД).

Таким образом, противоречий АД и ИК нет. В ИК АД так же содержаться требования к порядку оформления копий (в данном случае ИК ссылается на положения АД) и представлению документов. Которые должны включаться в состав заявки для подтверждения соответствия участника требованиям АД.

Форма Описи документов в данной АД не была определена, таким образом, следует руководствоваться требованиями АД.

Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев доводы заявителя, письменные возражения членов единой комиссии администрации г.Черемхово документы администрации г.Черемхово, установила следующее.

Администрацией г.Черемхово на официальном сайте в сети «Интернет» размещено извещение №485 от 25.12.2008г. о проведении открытого аукциона по выбору подрядчика на проведение ремонтных работ в здании муниципального образовательного учреждения «Лицей» г.Черемхово.

Процедура рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе проводилась единой комиссией в период с 13 часов 00 минут 21 января 2009г. по 16 часов 00 минут 21 января 2009г. (по местному времени).

Согласно протокола № 552 от 21.01.2009г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по выбору подрядчика на проведение ремонтных работ в здании муниципального образовательного учреждения «Лицей» г.Черемхово единой комиссией принято решение об отказе в допуске заявителя по следующим основаниям.

Устав не заверен нотариально — нарушение п/ч «г» ч.1 п/п 3.6.14.2, п.3.6.3 АД, ч.1 ст.35 Закона, п.1 ч.2 ст. 35Закона не допущен на участие в аукционе на основании п.5.2.2 АД, п.1 ч.1 ст.12 Закона, п.4 ч.1 ст.12 Закона.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 12 Закона, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае: непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ; несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона; невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе; несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

Так отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.

Кроме того, согласно ч.ч.2,3 ст.35 Закона, заявка на участие в аукционе должна содержать: сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа; сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром; документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов: документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки; копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона; документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом; копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено Правительством Российской Федерации; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, — в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.

Таким образом, Закон не предусматривает подачу одновременно с заявкой на участие в аукционе нотариально заверенной копиии устава организации.

Из анализа представленных на обозрение Комиссии антимонопольного органа документов, установлено следующее.

Согласно п.3.6.3. аукционной документации «Все документы, содержащие в заявке, должны быть скомплектованы в порядке, указанном в описи документов. Все заявки, включая приложения, должны быть, скреплены печатью, заверены подписью (уполномоченного лица Участника размещения заказа — юридического лица и собственноручно заверены участником размещения заказа — физического лица) и иметь сквозную нумерацию страниц. Верность копий документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе должна быть подтверждена печатью и подписью уполномоченного лица, если иная форма заверения не была установлена нормативными правовыми актами РФ. Копии документов должны быть заверены в нотариальном порядке в случае, если указание на это содержаться в Форме Описи документов, предоставляемых для участия в аукционе (Раздел 3)».

В соответствии с п/п «г» ч.1 п/п 3.6.14.2 п.3.6.3 аукционной документации в качестве подтверждения полномочий на осуществление действий от имени участника при проведении настоящего аукциона в случае, если уполномоченным представителем участника является руководитель юридического лица участник размещения заказа должен был предоставить «нотариально заверенную копию учредительных документов юридического лица со всеми изменениями, прошедшими государственную регистрацию(части 1,3 статьи 52 ГК РФ)».

Однако Комиссией антимонопольного органа установлено, что ч.ч.1,3 статьи 52 ГК РФ не предусматривает обязанность заверять копии учредительных документов нотариально.

Раздел 2 информационной карты п.21 предусматривает перечень документов, которые должен представить Участник размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе, в котором также не указано, что участник должен предоставить нотариально заверенную копию Устава. Притом, что в разделе 2 п.2 указано, что в случае противоречия между положениями инструкции по подготовке заявок на участие в аукционе и положениями информационных карт заявок на участие в аукционе последние имеют преобладающую силу».

Правомерность подобных выводов подтверждается также судебной практикой. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 29.12.2007г. №ФОЗ-А73/07–1/5883 пришел к выводу, о том, что требование нотариального заверения устава является незаконным.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа считает, что участник размещения заказа вправе в составе заявки представлять копию устава организации, заверенную нотариально, однако требовать от него представления такой копии неправомерно.

В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.25 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 14 ноября 2007г. № 379) при обращении участника размещения заказа с жалобой, в том числе на действия аукционной комиссии, одновременно осуществляется внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в соответствии с протоколом №552 от 21.01.2009г. рассмотрения заявок на участие в данном аукционе по ЛОТАМ №№ 1,2 отказано в допуске к участию по причине того, что устав не заверен нотариально, не только заявителю, но и другим участникам размещения заказа, а именно: ООО «АРТСтрой», ООО «Конлак», ЗАО «СвязьСпецСтрой», ООО «Охранное Бюро».

Согласно п.1статьи 34 Закона, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Комиссия Иркутского УФАС России не находит в действиях единой комиссии г.Черемхово нарушений требований Закона, т.к. в силу п.1 статьи 34 Закона документация утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Таким образом, Комиссией установлено, что уполномоченным органом, заказчиком при утверждении документации открытого аукциона нарушены нормы ч.3 ст.35 Закона.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 6 ст. 60, ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Сибэнергосервис» необоснованной.

2. Признать заказчика, нарушившим ч.3 ст.35 Федерального Закона № 94 от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Признать уполномоченный орган, нарушивший ч.3 ст.35 Федерального Закона № 94 от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать предписание заказчику — МОУ «Лицей» г.Черемхово, уполномоченному органу – отделу цен, тарифов и формирования муниципального заказа , единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для муниципальных нужд г.Черемхово устранить нарушения Федерального закона №94 от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», путем аннулирования открытого аукциона по выбору подрядчика на проведение ремонтных работ в здании МОУ «Лицей» г.Черемхово по ЛОТАМ №№1,2.

5. Направить материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц.

6. Решение направить сторонам по делу.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализиранной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии А. В. Кулиш

Члены комиссии И. И. Ларин

В. С. Александров

Р. В. Быков