Решения
АНО "Эксперт" » УФАС по Иркутской области » Решения Иркутского УФАС » 


13.07.2009

ООО «Региональный Строительный Комплекс» на ФГУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения»

01.07.2009

РЕШЕНИЕ № 65

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Иркутского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя Комиссии: Поминов А.Г. — заместитель руководителя Иркутского УФАС России,

члены Комиссии: Александров В. С. – заместитель начальника отдела государственного заказа Иркутского УФАС России; Владимирцева Н. Н. – ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа Иркутского УФАС России; Евдокимова Е. В. – ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа Иркутского УФАС России; Тюрикова В. В. – специалист-эксперт отдела государственного заказа Иркутского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Вертикаль ХХI» Матушевского Н. В., при участии представителя заявителя ООО «Региональный Строительный Комплекс» Казанцевой К. С. (доверенность от 11.01.2009г.), представителя ООО «ЭКСПЕРТ» Высотиной Л. Л. (решение № 3 от 10.10.2008г.), секретаря аукционной комиссии государственного заказчика — ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения», Ксенофонтовой А. В. (доверенность от 01.07.2009г.),

 рассмотрев жалобу ООО «Региональный Строительный Комплекс» на действия государственного заказчика – Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский техникум кино и телевидения» (далее – ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения»), связанные с проведением открытого аукциона на право выполнения капитального ремонта оконных проёмов с заменой на пластиковые окна, откосы и подоконники из ПВХ учебных корпусов А, Б и Г Иркутского техникума кино и телевидения, и в результате осуществления  внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России обратилось ООО «Региональный Строительный Комплекс» (далее по тексту — заявитель) с жалобой на действия государственного заказчика – ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения» (далее — Заказчик), связанные с проведением открытого аукциона на право выполнения капитального ремонта оконных проёмов с заменой на пластиковые окна, откосы и подоконники из ПВХ учебных корпусов А, Б и Г Иркутского техникума кино и телевидения.

В своей жалобе заявитель просит отменить протокол открытого аукциона                  № 090519/013355/14/2 от 17.06.2009г. и аннулировать аукцион на право выполнения капитального ремонта оконных проёмов с заменой на пластиковые окна, откосы и подоконники из ПВХ учебных корпусов А, Б и Г Иркутского техникума кино и телевидения, поскольку было допущено нарушение процедуры проведения указанного аукциона.

По мнению заявителя, в нарушение ч.5 ст.37 Федерального закона № 94-ФЗ, аукционист объявил о завершении аукциона, когда шаг аукциона составил 1% и один из участников выразил согласие заключить контракт по объявленной цене.

ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения» представлены письменные возражения № 352 от 30.06.2009г. на жалобу ООО «Региональный Строительный Комплекс», в которых указано, что в соответствии с извещением о проведении аукциона, начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 2 700 000 руб.; шаг аукциона установлен в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта – 135 000 руб.

Непосредственно перед началом проведения аукциона была проведена процедура регистрации участников аукциона и им были выданы пронумерованные карточки. Аукцион был начат с объявления аукционистом начала проведения аукциона, предмета контракта и начальной (максимальной) цены контракта.

Аукционист объявил начальную (максимальную) цену контракта – 2 700 000 руб. и цену контракта, сниженного в соответствии с «шагом аукциона» — 2 565 000 руб. Схематично снижение цены контракта на «шаг аукциона» происходило следующим образом:

Цена контракта, сниженная в соответствии с «шагом аукциона» (руб.)

Участники аукциона, поднявшие карточки

2 565 000

№ 1, № 6

2 430 000

№ 1, № 2

2 295 000

№ 1, № 2

2 160 000

№ 1, № 2

2 025 000

№ 1, № 5

1 890 000

——————

(после троекратного объявления предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта)

Далее, в соответствии с ч.5 ст. 37 Федерального закона № 94-ФЗ, поскольку после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист начал снижать «шаг аукциона» на 0,5% начальной цены контракта (13 500 руб.). Схематично снижение «шага аукциона» происходило следующим образом:

Снижение «шага аукциона» (%)

Цена контракта (руб.)

Участники аукциона, поднявшие карточки

4,5

1 903 500

————-

4

1 917 000

————-

3,5

1 930 500

————-

3

1 944 000

————-

2,5

1 957 500

————-

2

1 971 000

————-

1,5

1 984 500

————-

1

1 998 000

№ 1

Таким образом, после объявления аукционистом цены контракта – 1 998 000 руб., была поднята карточка участником № 1 (ООО «Фирма Импульс»). Затем после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник не поднял карточку, и аукционист объявил об окончании проведения аукциона. Последнее предложение о цене государственного контракта сделано участником № 1 – ООО «Фирма «Импульс» и составило 1 998 000 руб., предпоследнее предложение сделано участником № 5 – ООО «Вертикаль XXI» и составило 2 025 000руб. Победителем аукциона признан участник № 1 – ООО «Фирма Импульс».

На основании вышеизложенного, заказчик считает, что доводы заявителя жалобы не основаны на законе, поскольку положения ч.5 ст. 37 Федерального закона № 94-ФЗ не устанавливают обязательного требования снижения «шага аукциона» до 0,5 % начальной цены контракта, а предусматривает лишь то, что снижение «шага аукциона» должно быть не ниже 0,5 % начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме этого, заказчик указывает в своих возражениях на то, что при проведении аукциона имелись признаки наличия сговора участников аукциона, влекущего нерациональное расходование средств федерального бюджета, а именно на аукционе присутствовали участники, которые за время проведения аукциона ни разу не заявляли о своем намерении предложить более низкую цену контракта и не поднимали карточки (участники №№ 3, 4, 7 (в том числе и заявитель – ООО «Региональный Строительный Комплекс»).    

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения государственного заказчика, установила следующее.

20.05.2009г. ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения», являющимся государственным заказчиком, на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт оконных проёмов с заменой на пластиковые окна, откосы и подоконники из ПВХ учебных корпусов А, Б и Г Иркутского техникума кино и телевидения (далее – открытый аукцион). Дата и время проведения аукциона – 17.06.2009г. в 10 часов 00 минут.

Согласно протоколу № 090519/013355/14/1 от 15.06.2009г. рассмотрения и оценки заявок на участие в данном аукционе всего было подано 10 заявок, из которых участниками аукциона признаны следующие участники размещения заказа, подавшие заявки: ООО «Фирма Импульс», ООО «ЭКСПЕРТ», ООО «ПФК Новые технологии сервис», ООО «Россвет», ООО «Вертикаль XXI», ООО «Региональный Строительный Комплекс», ООО «АзияСтрой».

17.06.2009г. проведен аукцион, по результатам которого победителем признано ООО «Фирма Импульс» (протокол открытого аукциона № 090519/013355/14/2 от 17.06.2009г.), с которым 29.06.2009г. ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения» заключило государственный контракт № ГК- 04/09 по цене – 1 998 000 руб.

Статьей 37 Федерального закона № 94-ФЗ определен порядок проведения аукциона. В частности, аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона», который устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

При регистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованные карточки, участник аукциона после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона» в порядке, установленном ч. 5 ст.37 Федерального закона № 94-ФЗ, поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене.

При этом аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую цену контракта, сниженную в соответствии с «шагом аукциона» в порядке, установленном ч. 5 настоящей статьи, и «шаг аукциона», в соответствии с которым снижается цена (п. 4 ч. 5.2 ст. 37 Федерального закона № 94-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 5.2 статьи 37 Федерального закона № 94-ФЗ, аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.

При проведении аукциона заказчик, уполномоченный орган в обязательном порядке осуществляют аудиозапись аукциона и ведут протокол аукциона, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта (ч.7 ст. 37 Федерального закона № 94-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 10 Инструкции участникам аукциона по заполнению заявки на участие в аукционе по замене  оконных блоков в зданиях Иркутского техникума кино и телевидения, являющейся частью документации об аукционе (утв. директором ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения» Башкировой Л. А. от 08.05.2009г.).

Комиссия Иркутского УФАС России исследовав порядок проведения открытого аукциона ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения», зафиксированный аудиозаписью, установила, что аукцион был проведен следующим образом: 

Замена оконных блоков в зданиях Иркутского техникума кино и телевидения

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем

Цена с НДС

Начальная цена контракта, рублей

№ билета участника, первого предложившего цену

 

 

 

 

2 700 000

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Шаг аукциона

Цена  с НДС

Цена контракта с НДС, рублей

№ билета участника, первого предложившего цену

в % к нач. цене контракта

в рублях

1

5,0%

  135 000  

 

 2 565 000  

1, 2

2

5,0%

  135 000  

 

 2 430 000  

1, 2

3

5,0%

  135 000  

 

 2 295 000  

1, 2

4

5,0%

  135 000  

 

 2 160 000  

1, 2

5

5,0%

  135 000  

 

 2 025 000  

1

При этом аукционист объявлял не только номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку, но и других участников, согласившихся с предложенной ценой контракта.

После троекратного объявления цены последнего предложения – 2 025 000 руб., аукционист объявил об окончании аукциона. Однако после того, как участники аукциона разъяснили порядок проведения аукциона, аукционист объявил о продолжении аукциона:

6

5,0%

  135 000  

 

 1 890 000  

нет

7

4,5%

  121 500  

 

 1 903 500  

нет

8

4,0%

  108 000  

 

 1 917 000  

нет

9

3,5%

    94 500  

 

 1 930 500  

нет

10

3,0%

    81 000  

 

 1 944 000  

нет

11

2,5%

    67 500  

 

 1 957 500  

нет

12

2,0%

    54 000  

 

 1 971 000  

нет

13

1,5%

    40 500  

 

 1 984 500  

нет

14

1,0%

    27 000  

 

 1 998 000  

1

 

Затем аукционист объявил аукцион оконченным, остановившись на «шаге аукциона» в 1% начальной (максимальной) цены контракта и победителем аукциона признан участник № 1.

Следовательно, в нарушение положений ст. 37 Федерального закона № 94-ФЗ, аукционист объявил об окончании аукциона, в то время как было необходимо снизить «шаг аукциона» до 0,5% начальной (максимальной) цены контракта.

На рассмотрении жалобы представитель ООО «ЭКСПЕРТ» — Высотина Л. Л. пояснила, что полностью согласна с доводами жалобы заявителя и аукционистом был нарушен порядок проведения аукциона, установленный ст. 37 Федерального закона           № 94-ФЗ.

Согласно устным пояснениям члена аукционной комиссии Ксенофонтовой А. В., ФГОУ СПО «Иркутский техникум и телевидения» не имеет опыта проведения аукционов и поэтому вначале аукциона были допущены незначительные нарушения порядка его проведения, однако затем аукционист провел аукцион в соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона № 94-ФЗ.   

Таким образом, рассмотрев порядок проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт оконных проёмов с заменой на пластиковые окна, откосы и подоконники из ПВХ учебных корпусов А, Б             и Г Иркутского техникума кино и телевидения, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о незаконном окончании аукциона на «шаге аукциона» в 1% и наличии в действиях Заказчика при проведении аукциона нарушения требований ст.37 Федерального закона № 94-ФЗ.

Кроме этого, Министерство экономического развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (Положение о Министерстве экономического развития  РФ, утв. постановлением Правительства РФ №437 от 05.06.2008 г.).

Согласно письму Минэкономразвития от 16.07.2008г. № Д05–2838, аукцион продолжается путем снижения цены до тех пор, пока шаг аукциона не снизится до 0,5 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и ни от кого из участников аукциона не поступят новые предложения, и только в этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.

Таким образом, какие-либо ограничения со стороны заказчика по снижению цены контракта в соответствии с положениями Федерального закона № 94-ФЗ недопустимы.

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч.5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Региональный Строительный Комплекс» обоснованной.

2. Признать государственного заказчика – ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения», нарушившим требования ч.5 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать государственному заказчику – ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения» предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем:

- при достижении соглашения между сторонами расторгнуть государственный контракт № ГК-04/09 от 29.06.2009г.;

- отмены протокола открытого аукциона № 090519/013355/14/2 от 17.06.2009г.;

- проведение повторной процедуры аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

5. Решение направить сторонам по делу, копию предписания направить государственному заказчику  - ФГОУ СПО «Иркутский техникум кино и телевидения».

        Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель председателя Комиссии                                                А. Г. Поминов

члены Комиссии                                                                                  В. С. Александров

                  

                                                                                                               Н. Н. Владимирцева

                                                                                                               Е. В. Евдокимова

                                                                                                               В. В. Тюрикова