Рекомедции МЭР
Главная » Особенности торгов » Рекомедции МЭР

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ И ПОДПИСАНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Размещение заказов и подписание контракта с победителем конкурса (аукциона, запроса котировок) должно осуществляться бюджетными учреждениями (школами), за исключением случаев, когда создан орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд. В случае если управление образования не является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд, подведомственные бюджетные учреждения (школы) должны самостоятельно размещать заказы и подписывать контракты.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 20.02.2009 N Д05–926.
В соответствии с п. 4 Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 N 124, к обращению о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должны быть приложены сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) (наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить государственный или муниципальный контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Федерального закона и конкурсной документации или документации об аукционе; а также документы, свидетельствующие о согласии указываемого в обращении поставщика (исполнителя, подрядчика) заключить государственный или муниципальный контракт в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о размещении заказа, приглашении принять участие в закрытом конкурсе, аукционе, или максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.
Форма документов, подтверждающая соответствие лица, с которым предполагается заключить государственный или муниципальный контракт, требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ ’’О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд’’ (далее — Закон) и конкурсной документации (документации об аукционе), а также документов, свидетельствующих о согласии указываемого в обращении поставщика (исполнителя, подрядчика) заключить государственный или муниципальный контракт, Порядком не установлена. Таким образом, государственные и муниципальные заказчики, которые обращаются в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, для получения согласования вправе оформлять указанные документы в произвольной форме, в том числе и в форме обоснования, которая прилагается к письму.
В случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в торгах принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе или аукционе всех участников размещения заказа по причине несоответствия заявок конкурсной документации или документации об аукционе, заказчик вправе в качестве поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым предполагается заключить государственный или муниципальный контракт, в обращении о согласовании единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) указать любого поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе не допущенного к участию в конкурсе или аукционе.
При размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона следует пользоваться совместными разъяснениями Минэкономразвития России и ФАС России ( Письмо от 29.04.2008 N 5684-АП/Д05 и N АЦ/10329), размещенными на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет.
В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона в случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом.
Предполагается, что изменение натуральных объемов в пределах 10% осуществляется в целом по объекту с непревышением при этом 10% от цены контракта. Процедура расчета заказчиком объемов работ и цены контракта в случае выявления потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, Законом не регламентирована. В то же время рекомендуется руководствоваться следующим: в случае если в состав конкурса (аукциона) входят различные виды работ, то при изменении объема закупки должна соблюдаться изначальная пропорция всех видов работ, входящих в конкурс (аукцион).
Одновременно Департамент обращает внимание, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 308-ФЗ ’’О внесении изменений в Федеральный закон ’’О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд’’ и отдельные законодательные акты Российской Федерации’’ внесены изменения в ч. 4.1 ст. 9 Закона, в соответствии с которыми изменение объема подрядных работ и цены контракта не допускается.
По вопросу 4. Порядок внесения изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе) установлен ч. 3 ст. 24 и ч. 9 ст. 34 Закона. При этом Законом установлен запрет на изменение предмета конкурса (аукциона).
Ограничения по объему изменений, вносимых в указанном случае в конкурсную документацию (документацию об аукционе), Законом не установлены, в связи с чем заказчик вправе вносить изменения в отношении включения в техническое задание или исключения из технического задания отдельных видов товаров, работ, услуг, выставленных на торги, которые не окажут существенного влияния на подготовку участниками размещения заказов заявок на участие в конкурсе (аукционе) и на исполнение контракта.
В то же время Законом определены предельные сроки внесения изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе) — не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (в аукционе), а также обязанность заказчика опубликовать в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте такие изменения, уведомить всех участников размещения заказа, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе). Таким образом, продление срока подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) позволяет участнику размещения заказа своевременно внести корректировки в заявку.
В отношении формирования цены контракта (цены лота) и возможности заказчика предъявлять к участнику размещения заказа требования об установлении порядка формирования цены контракта и правомерности требования по учету затрат, не являющихся обязательными платежами и сборами, Департамент сообщает, что цена контракта, предложенная участником размещения заказа, не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, установленную заказчиком в извещении о проведении торгов. Конкретное предложение о цене контракта определяется каждым участником размещения заказа самостоятельно. Инфляционные риски при исполнении контракта с твердой ценой, а также затраты на возведение временных зданий и сооружений, затраты, связанные с производством работ в зимнее время, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые он должен предусмотреть в цене заявки.
При оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе заказчик должен учитывать только общую цену контракта, указанную в заявке на участие в конкурсе. Требование об указании участником размещения заказа в заявке на участие в конкурсе расценок и цен по отдельным позициям является неправомерным.
В отношении выбора способа размещения заказа на закупку услуг по проведению телепрограммы следует руководствоваться ст. 10 Закона, в соответствии с которой решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом с учетом ограничений, установленных Законом. Учитывая, что производство радио- и телевизионных программ в сочетании или не в сочетании с трансляцией классифицировано по коду ОКДП ОК 004–93 9213000 ’’Деятельность в области радио и телевидения’’, не включено в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р, размещение заказа на закупку услуг по проведению телепрограммы может осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона.
В части срока, в течение которого заказчик должен заключить государственный контракт в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 55 Закона, сообщаем, что такой срок Законом не установлен.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от заказчика не требуется в полном объеме освоения бюджетных средств, выделенных ему на финансовый год. О возможности использования сэкономленных бюджетных средств в следующем финансовом году рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минфин России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
В случае необходимости размещения заказа за счет сэкономленных бюджетных средств в текущем финансовом году размещение заказа необходимо осуществлять в соответствии с положениями Закона .
В отношении выбора способа размещения заказа на закупку услуг междугородной и международной телефонной связи необходимо руководствоваться следующим. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ ’’О естественных монополиях’’. Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи. При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи, согласно которому предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, местного телефонного соединения и внутризонового телефонного соединения относится к услугам общедоступной электросвязи.
Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказа на оказание услуг междугородной телефонной связи у единственного поставщика в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона. Размещение заказа на закупку услуг международной телефонной связи не подпадает под действие п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона и должно осуществляться путем проведения торгов, запроса котировок или у единственного поставщика в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона с учетом ограничений, установленных Законом .
В отношении возможности подписания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в течение одного дня сообщаем, что согласно ч. 8 ст. 26 Закона протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после подписания такого протокола. Процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может быть ранее, чем на официальном сайте будет размещен протокол вскрытия конвертов с конкурсными заявками, в связи с чем подписание протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в течение одного дня является нарушением Закона .
Требования в отношении лица, подписывающего протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от имени заказчика, Законом не установлено, в связи с чем протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок вправе подписать уполномоченное лицо заказчика, определенное самим заказчиком.
В отношении закупок для новой бюджетной структуры сообщаем, что закупки любых товаров, работ, услуг, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета или внебюджетных источников финансирования, должны осуществляться исключительно по процедурам, предусмотренным Законом . Таким образом, созданное новое бюджетное учреждение, которому выделены лимиты бюджетных обязательств на закупку мебели, компьютерной техники, выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) должно осуществить в соответствии с требованиями Закона .
По вопросу создания органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, сообщаем, что Законом предусмотрено создание нескольких органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на каждом уровне власти. Решение о создании органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, принимается Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием.
Полномочия органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, определены в ст. 17 Закона и должны быть регламентированы в решении о создании такого органа.
В отношении передачи уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации о выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения заказчиками действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, или в случае поступления информации о неисполнении заказчиком выданного ему предписания сообщаем следующее. Согласно ст. 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.29 , 7.30 , ч. 1 ст. 7.31 , ст. 7.32 , ч. 7 ст. 19.5 , ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут рассматриваться только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Уполномоченные на осуществления контроля в сфере размещения заказов органы местного самоуправления не обладают полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в связи с чем они обязаны передавать информацию в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, которые вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
По письму от 30.01.2008.
По вопросу 1. В отношении размещения заказа на оказание финансовых услуг сообщаем, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ ’’О защите конкуренции’’ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, перечисленных в ч. 1 указанной статьи . Учитывая, что медицинское страхование включено в указанный перечень, размещение заказа на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию должно осуществляться только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона независимо от цены контракта.
Определение начальной (максимальной) цены контракта не является предметом регулирования Закона .
Определение победителями сразу нескольких участников размещения заказа при проведении конкурса по отбору страховой компании по оказанию услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения является нарушением требований Закона , так как право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа предусмотрено только в случае проведения конкурса на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд.
По письму от 21.12.2007.
В отношении выбора исполнителя услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов негосударственного сектора системы социального обслуживания сообщаем, что закупки любых товаров, работ, услуг, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета или внебюджетных источников финансирования, должны осуществляться исключительно по процедурам, предусмотренным Законом . Таким образом, выбор исполнителя услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должен осуществляться в соответствии с требованиями Закона .
По вопросу проведения органом местного самоуправления — главным распорядителем средств местного бюджета запроса котировок для подведомственных учреждений одноименных товаров сообщаем.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии со ст. 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Заказчиком осуществляется формирование комиссии, опубликование извещения о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок), разработка и утверждение конкурсной документации (документации об аукционе), а по результатам проведенного конкурса (аукциона, запроса котировок) — заключение государственного или муниципального контракта с победителем конкурса (аукциона, запроса котировок).
По вопросу определения критериев, по которым определяются лица, способные оказывать влияние на деятельность друг друга ( ч. 7 ст. 47 Закона), рекомендуем обратиться в ФАС России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
В отношении содержания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае отказа в допуске к участию в конкурсе согласно ч. 2 ст. 27 Закона протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе. Таким образом, указание на отказ в допуске к участию в конкурсе без конкретизации является нарушением Закона .
В отношении содержания извещения о проведении открытого аукциона сообщаем, что перечень сведений, которые должны указываться в извещении о проведении открытого аукциона, определен в ч. 3 ст. 33 Закона. В частности, в извещении должны содержаться сведения о предмете государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг. В случае если в рамках одного аукциона (лота) планируется к закупке несколько товаров, работ, услуг, то в извещении о проведении аукциона достаточно указать предмет контракта с указанием, что полное наименование и количество продукции указаны в документации об аукционе. При этом указание в извещении технических характеристик закупаемой продукции не требуется.