Перспективы развития государственного и муниципального заказа

V всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ-2009»
«Госзаказ – социальная ответственность власти и бизнеса»
МВЦ «Крокус-Экспо», 24 марта 15:00–17:00
КРУГЛЫЙ СТОЛ № 3
Нормативное правовое регулирование и контроль размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации

Ведущие:
Катамадзе А. Т., заместитель директора Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России,
Евраев М.Я. — начальник Управления контроля государственного и муниципального заказа ФАС России


Евраев М.Я.

1.Требования к обеспечению ГК – правила по страхованию, банк.гарантиям – на законодательном уровне.

2. Отсутствие авансирования не ухудшило конкурентную среду

3.При переходе аукциона 0 торги идут на продажу права с тем же самым шагом. Такая возможность будет распространена на все закупки

4. Демпинг – мотивация УРЗ — «засветиться» у заказчика (показать, какой УРЗ хороший) и реклама (в зависимости от важности госзаказчика)?

5.Перепродажа УРЗом выигранных контрактов – ничего в этом страшного нет — мало ли кто выполняет работы, финансовая ответственность все равно на победителе.

6.Нет порядка оценки – в ближайшее время будет постановление (в стадии – когда уже-все!). Не может быть балльных оценок. Количественные критерии – только математика. Дополнительных баллов за 1000 лет гарантии не получить. Будет мин.весомость цены

7.Аукцион – серьезный недостаток – сговор, введением эл.аукциона избежим!

8.Количество площадок эл.аукциона будет жестко ограничено.

9.Единый портал – возможность инвесторам сходить в одно место

10.Единый сервер электронных площадок? Сейчас ни одна площадка не соответствует требованиям – должно быть обеспечено отсутствие возможности для оператора повлиять на ход торгов – эти вещи продуманы и технологически решены

11.Твердая цена контракта – если бы этого не было – все остальное бессмысленно?!

12.Необходимо поправить законодательство: 4–6 месяцев рассмотрения судом расторжения госконтракта – недопустимо – будет разработана специальная судебная процедура для госконтрактов – 1,5 месяца

13.Срок 1 июля для эл.ауков будет сдвинут.

14.Требования к оформлению заявки – 80% дел в ФАСе связано с требованиями к оформлению. Поэтому были введены новеллы 308-ФЗ.

15.Вопросы одноименности: например вся мебель – должна быть одноименной! Невзирая на функциональность – надо делать конкурентные процедуры.

16.БК не способствует мотивации заказчиков на экономию. Проблема срезания лимитов в конце года. Бюджетное законодательство – это проблема.

17.Мотивация для членов комиссии – экономия на фонд оплаты труда (не более определенного процента от экономии) — планируют выйти с Минфином на изменения БК

18.Сделать штрафы более справедливыми (от стоимости заказа). Вилок штрафа не будет – будут ступеньки.

19.КОАП покрывает только половину нарушений – будет расширен

20.Пакет изменений в 135-ФЗ (страхование) – в течение ближ.3 недель будет внесен законопроект, останется только передача фин.средств.

21.ОСАГО – в настоящее время твердый тариф, планируется изменить эту норму, разрешить снижать цену, поэтому будут возможны котировки и аукционы.

22.Местные УФАС – есть хорошие, а есть и совсем наоборот, планируют все-таки внедрить единую точку зрения. Проверки центральным ФАСом заказчиков и региональных УФАС. Проверки собственных теруправлений – в первую очередь в проблемные регионы

23.Специальная комиссия – отлеживают нарушения на сайте в автоматическом режиме – если есть нарушения – проверка (федеральная проверка и для регионалов и муниципалов)

24.Рейдеры-санитары Госзаказа, не приходят к заказчикам, где нет нарушений!

25.Отмена решений УФАСов – решением центрального ФАС (по алгоритму отмены судебных решений вышестоящим судом) – но это не дело сегодняшнего дня, только в планах

26.Планируют ввести ответственность в КОАП за сроки размещения УФАСами информации о жалобах на сайте.

27.Идет резкое увеличение количества жалоб. При этом уменьшается количество обоснованных: в 2007 г было 56% — в 2008 г. 43%

28.В судах ФАС выиграл порядка 60% дел по административке.

29.Динамика экономии госзаказа – цифры говорят сами за себя. НМЦ устанавливается заказчиками уже правильнее

Катамадзе А.Т.

30.Экономия с начала действия 94-ФЗ – более триллиона рублей. При формировании бюджета – учитывать цены размещения заказа.

31.Опрос на сайте -74% предпринимателей за 94-ФЗ

32.308-ФЗ – в основном шлифовка и детализация процедур

33.15 статья (СМП) – распространили и на муниципалов. В ближайшее время вступит в силу ПП РФ – изменения в перечень для СМП. Общий единый порог – 15 млн. рублей. Расширен перечень видов – практически совпадет с аукционным перечнем.

34.Преференции отечественным товарам – 308-ФЗ (обязательность российского эквивалента) – мягкая преференция. Приказ 427 – вот-вот выйдут разъяснения (совместно с ФАС) – будут доведены до заказчиков. Поступила куча запросов, но (по мнению А.Т.) на многие вопросы ответ — в самом приказе

35.Смешанный лот – преференции не применяются. Вопрос по порядку определения страны происхождения. Если в ДОА прописана необходимость декларации страны происхождения – возможен недопуск, если нет – недопуск за неуказание незаконен.

36.На будущий год – основные задачи: на стыке бюджетного законодательства (перераспределение экономии между различными статьями, часть экономии – на ФОТ), порядок страхования ответственности и условий банковских гарантий (выработка системы требований), порядок расторжения госконтрактов. Проблема конца года – перенос остатка средств при некорректном исполнении подрядчиком контрактных обязательств, премирование по результатам (перераспределение по статьям – перераспределения экономии между различными статьями).

Лавров А. М. (Минфин)

37. Согласиться с тем, что все проблемы от БК – мы не можем

38.К сожалению, госзаказчики не очень активно идут на заключение длительных (на три года) ГК и совершенно напрасно.

39.Проблема завершения бюджетного года – перенос остатков неприемлема для Минфина – массив отложенных обязательств нарастает, потеря контроля. Абсолютно запретить перенос.

40.Что делать, если ГК заключен, а лимиты срезали – 161 ст.БК – изменение условий и сроков.

41.Не ограничивать министерства по ФЦП – но средств на всех не хватит, если заказчик заключит госконтракты, то при его расторжении потом все штрафы лягут на госзаказчика

Гришин М.С (Фед.казначейство)

42.С 01.01.2010 – при санкционировании выплат будет проверяться включение информации в реестр госконтрактов. Наполняемость реестра госконтрактов невелика

43.Адм.регламент реестра госконтрактов будет перерабатываться – просьба к заказчикам направить предложения по изменению.

44.У госзаказчиков нет стимулов внесения в реестр госконтрактов.

Ответы на вопросы:

Евраев М.Я.:


АУ – не применяет 94-ФЗ – эта дырка в законодательстве будет закрываться

Субподрядчики – предъявлять требования о непривлечении, либо привлечении только с согласия заказчика — нельзя кроме НИОКРа – подрядчик определяет субподрядчиков самостоятельно и отвечает за их действия перед заказчиком рублём.

Требовать от УРЗ расшифровки цены нельзя. Заказчик  на основе определенной им НМЦ позиций пропорционально снижает цену позиций на размер аукционного снижения победителя.

Деньги (обеспечение заявки) не пришли, а платежка есть – смотрим только на платёжку, в дальнейшем возможен отказ от заключения госконтракта за предоставление недостоверных сведений в заявке. Планируют законодательно установить срок (7 дней) для поступления денег, если нет их в этот срок – отказ за предоставление недостоверных сведений.

Секвестирование бюджета – в первую очередь на незаключенные еще контракты. ФАС будет следить, чтобы это было именно так.

Что есть переговоры? Наказывать будут только за сговор по ст.16 135-ФЗ

В эл.аукционе должен быть эквивалент при указании конкретной торговой марки.

Если УРЗ в заявке предложены нереальные сроки выполнения работ – не заказчику и не УФАСам судить, реальны они или нет. УРЗу виднее. А вот если в ДОА или КД заказчиком установлены нереальные сроки – все это сразу сносится на основании 94-ФЗ (внесеение требований, ограничивающих конкуренцию).

Катамадзе А.Т.

Поступило большое количество вопросов – основную часть передадим на стенд (?) – ответы разместим на сайте.

Может ли ГРБС выступить госзаказчиком для подведомственных БУ – НЕТ. Деньги расходует тот бюджетополучатель, кому они выделены.

По приказу 427: если у всех УРЗ только импорт – цену не снижаем., эл.аукцион – преференции не применяются, т.к. эл.аукцион не поименован в приказе. Вообще мы понимаем, какие трудности для заказчиков представляют преференции, поэтому пошли путем максимального облегчения – по 94-ФЗ требовать от заказчика обязательного знания российского эквивалента не будем.

Будет сдвиг сроков выбора эл.площадок, но новая редакция 41 статьи вступит в силу с 01.07.2009.

Номенклатура товаров, услуг и работ не готова и блужайшее время не предвидиться.