Особенности отбора финансовых и страховых организаций
АНО "Эксперт" » Особенности торгов » Особенности отбора финансовых и страховых организаций

Статья 18. Особенности отбора финансовых организаций

Требуется ли осуществление субъектами естественных монополий отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции для приобретения услуг по предоставлению займов?
Согласно части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, указанных в пунктах 1–11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Услуги по предоставлению финансовой организацией займов пунктами 1–11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции не предусмотрены.
В связи с этим отбор финансовых организаций в соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции для оказания услуг по предоставлению займов субъектом естественной монополии не проводится.
Требуется ли субъектам, поименованными в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, осуществлять отбор финансовых организаций в для оказания услуг по выдаче своим работникам зарплаты и иных выплат с использованием эмитированных банковских карт (»зарплатные проекты»)?
Статьей 18 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень финансовых услуг, для оказания которых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, субъектам естественных монополий необходимо осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, если в связи с реализацией «зарплатного проекта» с использованием безналичной системы оплаты труда кредитная организация будет оказывать одному из субъектов, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, финансовые услуги, предусмотренные данной статьей, в частности, услуги по открытию и ведению банковских счетов органа власти и осуществлению расчетов по этим счетам, то для заключения соответствующего договора с кредитной организацией данным субъектам необходимо провести открытый конкурс или открытый аукцион в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, если в связи с реализацией «зарплатного проекта» кредитная организация не будет оказывать данным субъектам, указанным в статье 18 Закона о защите конкуренции финансовые услуги, то проведение открытого конкурса или открытого аукциона для реализации «зарплатного проекта» в соответствии с положениями статьи 18 Закона о защите конкуренции не требуется.
Вместе с тем в случае, если оплата услуг кредитной организации в рамках реализации «зарплатного проекта», в частности за распределение и зачисление денежных средств на счета сотрудников (зарплатные счета) субъектов, поименованных в статье 18 Закона о защите конкуренции, будет осуществляться за счет средств соответствующего бюджета, то привлечение кредитных организаций к оказанию таких услуг следует осуществлять в рамках размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), в том числе с учетом положений пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, обращаем внимание, что требования статьи 18 Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов не распространяются на граждан. Граждане вправе самостоятельно выбирать кредитную организацию для открытия счета, на который будет зачисляться заработная плата.
Таким образом, «заработная плата» сотрудников субъектов, поименованных в статье 18 Закона о защите конкуренции, должна перечисляться на счета в тех кредитных организациях, которые выбраны самими сотрудниками, вне зависимости от итогов проведенных торгов.
Требуется ли осуществление субъектами естественных монополий отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции для оказания услуг листинга?
Согласно части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, указанных в пунктах 1–11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Включение эмиссионных ценных бумаг в котировальный список (листинг) осуществляется фондовой биржей (статья 2, статья 14 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям главы 3 Закона о рынке ценных бумаг.
В соответствии со статьей 9 Закона о рынке ценных бумаг деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
По мнению ФАС России, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг включает, в том числе, оказание фондовой биржей эмитенту ценных бумаг услуг листинга.
В связи с этим привлечение субъектами естественных монополий организаторов торговли на рынке ценных бумаг для оказания услуг листинга должно осуществляться в соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Подлежит ли применению положение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции при осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправлении обязательного медицинского страхования работающего и неработающего населения?
В соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов для оказания поименованных в указанной статье финансовых услуг, в том числе медицинского страхования.
При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов/ аукционов.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 26.06.91 № 1499–1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о медицинском страховании) медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном медицинском страховании (ОМС) и добровольном медицинском страховании.
Вместе с тем, Законом о медицинском страховании определено, что страхователями при ОМС являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками — для работающего населения.
Страхователь согласно статье 9 Закона о медицинском страховании обязан заключить договор страхования со страховой медицинской организацией.
Таким образом, для заключения договора на оказание услуг по ОМС своим сотрудникам (работающее население) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить отбор страховых организаций путем проведения открытых конкурсов/аукционов в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления ОМС неработающего населения также должны осуществлять отбор страховых организаций путем проведения открытых конкурсов/аукционов в соответствии с положениями Закона о размещении заказов».
Какие условия могут быть положены в основу критериев оценки заявок участников аукциона на право заключения договоров ОМС работающих граждан, проводимого в соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции?
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов для оказания поименованных в указанной статье финансовых услуг, в том числе медицинского страхования.
Частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе/аукционе.
По мнению ФАС России, критериями оценки заявок на участие в конкурсе/аукционе могут быть функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики предоставляемой услуги по ОМС, в частности, оказание бесплатной юридической помощи застрахованным гражданам в судебных разбирательствах, организация диспетчерской службы по приему граждан, информирование застрахованных о его правах в системе обязательного медицинского страхования при получении полиса, а также срок представления гарантии качества и объем услуг по ОМС, например, оперативное рассмотрение обращений застрахованных граждан, а также оперативное проведение экспертизы качества медицинской помощи и т. д.
Периодичность проведения открытых конкурсов/аукционов по отбору финансовых организаций для осуществления финансовых услуг, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции.
Периодичность проведения открытых конкурсов/аукционов по отбору финансовых организаций для осуществления финансовых услуг, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, антимонопольным законодательством не установлена.
Однако требования к периодичности проведения конкурсов вытекают из норм иного законодательства Российской Федерации.
В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 310-ФЗ) государственный или муниципальный контракт может быть заключен на срок более одного года, только если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Данные нормы не распространяются на действия субъектов, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, по отбору финансовых организаций, если получение услуги не является государственной или муниципальной нуждой в понимании Закона о размещении заказов. При этом, поскольку открытые конкурсы/аукционы, предусмотренные статьей 18 Закона о защите конкуренции должны проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при проведении открытых конкурсов/аукционов в соответствии со статьей 21, 33 Закона о размещении заказов необходимо в извещении о конкурсе/аукционе четко определять сроки (периоды поставок, выполнения работ, оказания услуг), начальную цену и объем услуг.
Необходимо ли субъекту естественных монополий проводить отбор финансовой организации для ведения реестра владельцев именных ценных бумаг?
Согласно части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг, указанных в пунктах 1–11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, субъекты естественных монополий осуществляют путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — в том числе, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Согласно главе 2 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2.10.1997 № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев ценных бумаг» под регистратором понимается профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительную на основании договора с эмитентом и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности, или эмитент, осуществляющий самостоятельно ведение реестра владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, субъектам естественных монополий необходимо проводить открытый конкурс или открытый аукцион в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции для отбора регистратора для оказания услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг,