Новости сайта

07.04.2010

Госзаказ на интернет: «Поколение П» против пенсионеров

Архитектор Клайв Уилкинсон из Лос-Анджелеса строит «мобильные офисы», где у сотрудников нет своего места, а работать можно, где захочется: хоть за столом переговоров, хоть в саду. Офис – это сплошной беспроводной интернет и эргономика. И компании вроде Nokia, Accenture и Macquarie уже разрешают сотрудникам находиться где угодно и смешивать работу с отдыхом.

Но офисы со свободой выбора – только начало, если верить партнеру консалтинговой компании Booz Роману Фридриху. Уже к 2020 г. благодаря вездесущему проникновению интернета радикально изменится не только наша работа, но и вся наша жизнь, пишут Фридрих с коллегами в новой презентации, посвященной «Поколению П» («Generation C») – то есть, «подключенным» к сети.
Сценариев развития телекоммуникационной индустрии – несчетное множество, и выпускают их кто угодно, от Telenor до IBM. Но картина, нарисованная консультантами Booz, несколько отличается от большинства докладов о новых технологиях: вместо того, чтобы сталкивать лбами в виртуальном пространстве потенциальных конкурентов и выносить вердикт об их судьбе, они изображают новый мир глазами потребителя.
Не важно, кто победит, говорит  Фридрих. Важно, что житель 2020 года – это, прежде всего, человек с мобильным устройством, который общается, работает, развлекается, прежде всего, в онлайне. Человек, который не просто выбирает работу, место жилья и способы отдыха в сети, но и исходя из того, насколько они совместимы с его цифровым миром.
АБОРИГЕНЫ В СЕТИ
В презентации о «Поколении П» Booz выделила четыре главных аудитории для цифровых сервисов в 2020 г. 15% населения мира, получающие 40% мирового дохода – это «цифровые аборигены», «западный мэйнстрим» (высокооплачиваемые профессионалы), «завтрашнее большинство» (пенсионеры) и «новый средний класс».
Интереснее всего, на первый взгляд, рассказ о жизни «цифровых аборигенов» – собственно «Generation C», то есть людей, родившихся в эпоху интернета, чуть ли не с ясельного возраста осваивающих мобильные телефоны, видеосвязь и технологии с GPS. Социальные медиа в 2020 году пронизывают уже не только общение с друзьями, но и семейные дела, а образование превращается в процесс онлайн-коллаборации. Университеты создают большие альянсы и объединяют свои ресурсы: лекции, курсы, проектную работу. Иначе не выживешь в конкуренции с независимыми онлайн-провайдерами образования.
«Цифровые аборигены» обитают в умных, подключенных к сети домах, и информация поступает к ним сразу отовсюду, – порой даже не вспомнишь, откуда. Цифровые мобильные устройства можно использовать по всему миру по примерно одной цене, с их помощью можно оплачивать любые покупки и расходы, отслеживать состояние здоровья, управлять домашней техникой. Все гаджеты снабжены GPS, и, разговаривая с кем-то, ты знаешь, где он – в соседнем вагоне метро или где-нибудь в Австралии.
Поскольку гостиницы, рестораны, авиакомпании подключены к этой вездесущей сети, планировать путешествия заранее нет никакой нужды, и они становятся все более спонтанными. Mystery travel, как назвали это в Booz: решаешь все по ходу дела. И разного рода гражданские обязанности уже не сковывают аборигенов-космополитов: проголосовать на парламентских выборах 2020 г. или на референдуме по поводу городского генплана можно, стоя где-нибудь на эскалаторе в метро. Прочитал программы, поставил галочку и больше не отвлекаешься.
Но аборигены – далеко не самые платежеспособные жители ближайшего будущего мира. 10 – 20 лет, говорят в Booz, рынок будут двигать другие группы: «мэйнстрим» и «завтрашнее большинство», на которых придется более четверти мирового дохода.
КАК ОЦИФРОВАТЬ СТАРИКОВ
Вымышленный персонаж Брюс Р. – чистый представитель того вида, что, по мнению архитектора Уилкинсона, должен обитать в пропитанных интернетом зеленых офисах будущего. Только Брюс – не человек офиса, а вольный консультант. Новые технологии, говорит Фридрих, не только отменят потребность многих бизнесменов в путешествиях, но и изменят сам подход к трудоустройству. Если сегодня консалтинговые компании опираются не только на своих сотрудников, но и на сети внешних экспертов, то через 10 лет такие сети станут едва ли не главной формой занятости для западных людей умственного труда.
Брюсу все равно, где работать – несколько часов в офисе компании, для которой он выполняет проект, несколько часов дома, несколько часов у моря. И он весьма ценит то, что для него сделали ИТ-компании за прошедшие 10 лет: обеспечили полную совместимость мобильных устройств с системами управления дома, а виртуальных игр – с реальным спортом (дождь помешал партии в гольф с друзьями – включаешь игровую консоль и соревнуешься с ними там).
Брюс любит интерактивные театральные представления, где зрители управляют ходом шоу со своих телефонов, и радуется гибриду виртуального тренера и автоматического счетчика калорий, полученному вместе со спортивным журналом, не говоря уже о возможности заряжать телефоны и ноутбуки беспроводным способом, прогуливаясь по улице.
Такие, как Брюс – и сейчас лакомый кусок для высокотехнологичных компаний. Но из картинки выпадают люди, приближающиеся к пожилому возрасту, будущие пенсионеры. Это «завтрашнее большинство»: из-за неуклонно падающей рождаемости и роста продолжительности жизни стариков что на Западе, что в странах БРИК становится все больше. Потенциально это крупный источник доходов для телекоммуникационных, медийных и других сервисных компаний. Пенсионеры – не обязательно люди с высокими доходами, но люди с высокими затратами, оплачивают которые государство и страховые компании.
Сделать цифровые услуги понятными для этой консервативной группы потребителей – не то чтобы непосильная задача, но пока бизнес не очень стремится ее решать. Впрочем, думает Фридрих, все меняется, и технологические компании, по крайней мере, пытаются сделать сами продукты более интуитивными. А дальше подтянется и маркетинг.
ДЕСЯТИ ЛЕТ НЕ ХВАТИТ
Доклад Booz, по существу, – оптимистичный социальный манифест. Авторы прогнозируют, что вездесущий интернет сократит и неравенство: разрывы между поколениями, между бедными и богатыми, между городом и селом. Они будут сглаживаться, потому что большинство получит доступ к единым инфраструктурным возможностям, и при этом индивидуализированные услуги. А развивающиеся страны догонят развитые, перескакивая через одну-две-три ступени цифровой эволюции и экономя на этом инвестиции.
Но 10 лет для такой трансформации мало. Прежде всего потому, что технологические и медийные компании и без того найдут, чем себя занять, прыгая от одних новых фишек и энтузиастов к другим. То это дети, которые станут осваивать мир через iPad’ы, то «новый средний класс», описанный Booz – жители тех же Индии и Китая, которые стали больше зарабатывать, хотят лучшей жизни и причастности к западному обществу потребления.
Другая консалтинговая компания, McKinsey, оценивает число таких новых потребителей в 1 млрд. Им нужны телефоны, скутеры и множество других вещей, говорит  управляющий директор McKinsey Доминик Бартон. А Booz предсказывает, что все больше западных компаний будут сосредоточиваться на решениях для китайских и индийских потребителей – например, на модифицированных для китайцев западных медийных продуктах.
Однако это внимание к городскому среднему классу может только обострить неравенство внутри стран БРИК. В китайских мегаполисах и сейчас уже не хватает мест для всех желающих, растет недовольство сельских жителей и общее расслоение. Что-то похожее в ближайшей перспективе может получиться и с пожилыми потребителями: «Поколение П» и бизнес-аудитория слишком важны для лидеров рынка высоких технологий, чтобы отвлекаться на пенсионеров.
ГОСУДАРСТВО ХАЙТЕКА
В Booz думают, что рынок справится: ниши, на которые пока не польстятся лидеры, займут более мелкие компании, в том числе из стран БРИК. Но еще неизвестно, к чему придет хайтек в процессе переосмысления самого себя.
Аналитики из IBM, например, пишут о четырех сценариях развития телекоммуникационной отрасли до 2015 г. с говорящими названиями: «Консолидация выживших», «Перетряска рынка», «Столкновение великанов». Только один («Производящий базар») похож на прогнозы Booz: мир общедоступных интернет-соединений и сетевых альянсов. Но и в этом сценарии число игроков и альтернатив для потребителя, считает IBM, будет ограничено.
А вероятнее всего, главным способом приблизить дивный новый мир будет госзаказ. Роман Фридрих с воодушевлением говорит о действиях правительств Индии, Индонезии, Малайзии, которые вовсю инвестируют в ИТ-инфраструктуру. Да и в России он возлагает надежды прежде всего на региональные власти и региональные проекты информатизации.
Что уж говорить о правительствах США и Британии, которые как раз принялись осыпать граждан планами сделать свою страну лидером цифрового мира как раз к 2020 г. Британский премьер Гордон Браун обещает суперскоростной интернет в каждый дом, администрация Обамы – оснастить таким доступом 100 млн домов.
Роль государства в экономике заметно вырастет в ближайшие 10 лет, заявляет и Бартон из McKinsey. Правда, не факт, что у правительств будут те же приоритеты, о которых пишет Booz – удобство потребителя, новые впечатления, гибкая занятость, и не факт, что государство интересуют онлайновые радости «Generation C».
Хотя Фридрих уверен, что все у них получится: он надеется участвовать в создании онлайнового мира в Европе, расположившись где-нибудь у моря, вдыхая свежий воздух новой эпохи и консультируя правительства насчет того, как внедрить скоростной интернет. Профессионалы вроде него выиграют от технологической революции при любом раскладе.

Антон Шириков

http://slon.ru/articles/349434/