Новости сайта

29.03.2010

Экономные закупки

В пятницу завершился VI Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2010», проходивший с 24 марта в московском «Крокус-Экспо». Чиновники и представители бизнеса обсудили ситуацию с госзакупками в стране и непосредственно 94-ФЗ, регулирующий эту сферу, а также посетили многочисленные выставки, где частные и государственные предприятия выставили свою продукцию, предназначенную для госзакупок.

Приехавшие на форум чиновники в очередной раз во всеуслышанье заявили, что 94−ФЗ – это революционный закон, который создал в России конкурентную антикоррупционную среду в сфере госзакупок. «За четыре года действия закона экономия бюджетных средств составила 770 млрд рублей», – отметила заместитель министра экономического развития Анна Попова. По ее словам, с момента принятия закона был пройден путь от полного отсутствия регулирования в сфере госзакупок до «прозрачной детальной регистрации процедур с реальными санкциями за их несоблюдение». «До 2006 года – года принятия закона – мы имели повсеместный картельный сговор недобросовестных чиновников и подрядчиков. 94−ФЗ разрушил эту систему», – констатировал руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев.

«Бюджетный рубль из объекта освоения стал средством достижения приоритетных задач государства, в том числе в инновационном развитии страны», – подтвердил и заместитель директора Федеральной службы по оборонному заказу Владимир Муравник.

В то же время депутаты и представители бизнеса поспешили остудить пыл разгорячившихся министров.

В системе государственных заказов, по мнению депутата Госдумы Мартина Шаккума, существует ряд недоработок, которые открывают дорогу для различных «серых» схем и манипуляций. Одной из таких недоработок является отсутствие конкретных правил для специфических видов продукции и услуг. Нельзя использовать одинаковые процедуры для закупки стандартизованной продукции и разработки уникального проекта. Кроме того, трудности вызывает отсутствие механизмов определения начальной цены, что открывает множество возможностей для ее завышения или занижения.

Существенным недостатком существующей системы депутат назвал и то, что заказчики «ведут закупки несистематически», не составляя графиков и планов заказов. Множество возможностей для различных манипуляций оставляют трудно измеряемые требования к исполнителям. «Просто записывать в тендере такие критерии, как „деловая репутация“, неправильно, – отметил Мартин Шаккум. – Критерии должны быть четко и жестко количественно оформлены». Еще одной недоработкой является сам портал государственных закупок, механизмы поиска и проверки информации которого не позволяют сделать данные о закупках полностью открытыми и общедоступными.

Сопредседатель комитета «Опоры России» по государственному заказу Валерий Малиновский среди проблем данной сферы назвал нежелание государственных корпораций и естественных монополий работать по установленным правилам..

Косвенным подтверждением некоторой неэффективности системы государственных закупок может служить тот факт, что, по сообщению Владимира Муравника, 38% отобранных образцов закупаемой продукции не соответствуют ГОСТу или техническим условиям.

Однако чиновники пока готовы ограничиться лишь косметическими поправками в существующую систему. Попова в очередной раз заявила, что все недостатки исправит электронная система аукционов и создание единого портала для размещения всей информации о закупках, а также более широкое использование электронно-цифровой подписи для идентификации участников сделок.

Помимо технологических новшеств в систему планируется ввести и ряд организационных изменений. Примером может служить замещение страхования ответственности исполнителя системой страховых поручительств, а также введение типовых контрактов. «Каждый подрядчик пытается заново творчески освоить Гражданский кодекс при составлении контракта», – отметил Мартин Шаккум.

Еще одной инициативой стало предложение руководителя Федерального казначейства Федора Артюхина по созданию перечня компаний, которые имеют право выступать от имени Российской Федерации, что непосредственно связано с готовящейся реформой ведомственной системы.

В то же время, убеждены представители бизнеса, 94−ФЗ необходимо изменить таким образом, чтобы он в выборе поставщиков госзаказа во главу угла ставил не только и не столько цену, сколько качество и репутацию поставщика.

Кроме того, серьезной нагрузкой для бизнеса является существующая система оплаты работы, по которой бизнес «практически на 150% кредитует государственный заказ».

Некоторые отрасли также до сих пор остаются закрытыми для предприятий малого и среднего бизнеса – примерами могут служить оборонный заказ, а также Министерство культуры, которое, по данным господина Малиновского, для большинства своих заказов использует лишь одного подрядчика.

Помехой для участия бизнес-структур в тендере остается также отсутствие специализированных знаний. В отличие от государственных служащих для потенциальных исполнителей не проводится никаких бесплатных обучающих программ. «Бизнес тоже необходимо учить участию в государственных закупках», – отметил Валерий Малиновский.

Пока что, отметили участники форума, лучше всего система госзакупок работает в Москве. На втором месте в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» Алтайский край.

http://www.expert.ru/articles/2010/03/26/econom_zakupki/