Новости сайта

10.03.2010

Купить вслепую

Правительство снова реформирует закон о госзакупках – он не спасает от коррупции, а экономить без ущерба качеству часто мешает
Владимир Путин придумал еще один способ внедрить в России инновации. На минувшей неделе премьер поручил исправить закон о государственных закупках таким образом, чтобы чиновники могли покупать больше современной техники или новейшего программного обеспечения. Критерием при закупках должна быть не только цена, а еще и «инновационные качества товаров и услуг» — развила путинский тезис министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина. Возможно, это начало очередной реформы госзакупок, на которые в этом году потратят более 4 трлн. рублей.
Но в Министерстве экономического развития и торговли мыслят шире. Там обсуждают возможность создания Федеральной контрактной системы, которая позволит контролировать не только сами торги, но и весь процесс, начиная от планирования закупок и кончая проверкой их эффективности. Идеологию перемен подготовили в Высшей школе экономики.
Система госзакупок, которую начали строить пять лет назад, действует по принципу «дешево и сердито». Для закупок определены две основные процедуры: аукционы и конкурсы. При закупках попроще проводится аукцион, где единственный критерий выбора — цена. Если речь идет о технически сложных товарах или услугах, организуется конкурс, где заявки претендентов оцениваются по специальной системе баллов, а эта система учитывает и цену, и качество, и сроки и т. п. Но цена все равно главный фактор.
В этом и проблема, считают в ВШЭ: для закупки стандартных товаров, вроде кирпичей или телевизоров, закон хорош. А как только речь заходит о сложном строительном проекте или уникальном оборудовании, начинаются проблемы.
Смысл аукционов и конкурсов — борьба с коррупцией. В последние годы декорации поменялись радикально. Раньше это были полуподпольные торги, о которых знали только свои. Теперь — небывалая информационная открытость: на специальном сайте можно узнать за несколько минут, сколько сметаны хочет купить для своих сотрудников управление ФСБ по Орловской области и какие автомобили нужны судебным приставам из Тамбова.
Но недавно в Высшей школе экономики сравнили результаты двух опросов менеджеров почти тысячи компаний: первый провели в 2005 году, когда закон еще не действовал, второй — в 2009 году. За это время число признавшихся, что давать взятки за доступ к госзаказу приходится «всегда или часто», снизилось с 20 до 17%, зато тех, кто делится с чиновниками «иногда», стало не 14, а 22,5%. Это значит, что после реформы госзакупок с коррупцией лучше не стало.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает главным признаком успеха системы госзакупок экономию бюджетных средств. На минувшей неделе глава ФАС Игорь Артемьев объявил, что за время действия закона удалось сэкономить 500 млрд рублей. Это разница между стартовой ценой при торгах и той, по которой в итоге подписывались контракты. В идеале это — сэкономленные взятки: если бы не строгий закон, чиновники тратили бы больше, не забывая о себе. На самом деле, указывают авторы доклада ВШЭ, проблемы начинаются с определения стартовой цены: чиновники могут брать ее с потолка, а потом отчитываться в мнимой экономии. Важнее, что общий бюджет госзакупок год за годом растет. Если уровень коррупции действительно не снижается, это значит только одно: коррупционные доходы чиновников тоже растут.
Понятно, что взяточники не теряли времени даром и давно научились обходить расставленные ловушки. Даже на самом прозрачном аукционе может победить заранее отобранная компания — достаточно через подставную фирму предложить демпинговую цену, отсекающую других претендентов. Кроме того, можно подогнать описание требуемого товара под конкретного поставщика, и его конкуренты просто не смогут участвовать.
Зато если никакого сговора нет, а просто надо, например, отремонтировать больницу, закон о госзакупках может сильно мешать. Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев вспоминает случай из своей практики: вуз отправлял преподавателей в зарубежные командировки, и, чтобы оплатить для них авиабилеты и гостиницы, приходилось объявлять конкурс среди турфирм. «Мы могли бы все купить сами в интернете, но пришлось нанимать турфирмы, а они берут свой процент и работают не с самыми дешевыми гостиницами. Получилось дороже», — вспоминает Яковлев. Сейчас проблемы нет: в закон внесли поправки, и командировочные расходы можно проводить без конкурсов.
Такие проблемы возникали одна за другой, и поправки встали на конвейер. Только в 2009 году закон правили десять раз — и почти каждый раз сфера его деятельности сокращалась.
Среди первых, кто спохватился, были деятели культуры. «Получилось, что для организации гастролей Большого театра во Франции надо проводить конкурс, будто их может провести какой-то другой театр», — иронизировал правительственный чиновник. Гастроли вычеркнули. Недавно из системы госзакупок изъяли финансирование кино. В 2007 году в закон внесли оговорку для строительных контрактов: если речь идет о контракте дороже 50 млн рублей, заказчик получает право требовать «досье» претендующей на заказ фирмы, то есть в итоге получает возможность определять победителя по непрозрачным критериям. Хотя в принципе это логично: строительство крупных объектов следует доверять опытным фирмам.
Но для крупнейших проектов и этого недостаточно. «Олимпстрой», когда тратит деньги на Олимпиаду, вообще не скован конкурсными процедурами — как и другие госкорпорации, он не подпадает под действие закона. В прошлом году утвердили особый порядок закупок при строительстве объектов для саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Правительство фактически признает: если нужно выполнить реально сложную задачу, конкурсные процедуры только мешают.
Кто не может позволить себе обойти закон, в итоге часто страдает, когда приходится отдавать дорогой заказ неизвестным фирмам. В практике Российской академии госслужбы был случай, когда торги на поставку мебели чуть не выиграла фирма, зарегистрированная буквально накануне подачи заявки.
«Если вы хотите, чтобы в комнате, полной мужчин в хороших костюмах, начали громко ругаться, надо просто упомянуть про закон о госзакупках», — говорит Сергей Габестро. Недавно он сумел передать жалобу самому президенту Медведеву — на действия ФАС, которая, по идее, сама должна следить за исполнением закона о госзакупках. Принадлежащая Габестро торговая система «Фабрикант» претендовала на организацию одной из электронных площадок, через которые с июля пойдут все федеральные закупки. Но из 18 претендентов правительственная комиссия выбрала пять победителей не на аукционе или конкурсе, а путем некоей процедуры «отбора». Оказалось, что все было по закону, в который ради этого внесли очередные поправки.
Изменения, о которых заявил на прошлой неделе Путин, из того же ряда латания дыр. На этот раз от неповоротливого закона избавляют науку. Осенью 2009 года 500 докторов наук написали письмо президенту о плачевном состоянии фундаментальных исследований. Одной из проблем назвали закон о госзакупках. Пример: известный во всем мире Математический институт РАН вынужден на равных соревноваться за бюджетные деньги с какой-нибудь новоявленной Академией космоса и информатизации. Но даже если к критерию цены прибавится «инновационность», проблема будет решена не до конца. Можно сколько угодно усложнять конкурсную документацию, вводя все новые требования. Претендент, для которого главное — получить деньги, подпишется на все, хоть на изобретение вечного двигателя. Высшая школа экономики предлагает поменять философию закона — больше доверять заказчикам. Не только дать им право выбора на основании поданных на конкурс документов, но и позволить заключать контракты, ориентируясь на опыт и деловую репутацию поставщика. А чтобы бороться с коррупцией, надо тщательнее проверять результаты работы заказчика — как он распорядился деньгами.
Подобный опыт существует в США. В начале 1990-х годов там провели реформу госзакупок под руководством вице-президента Альберта Гора. Идеолог этих перемен экономист Стивен Келман шутил, что оценивать эффективность закупок только по объему сэкономленных денег — все равно что оценивать качество работы вуза в зависимости от того, пристают профессора к студенткам или нет. В результате заказчики получили свободу при выборе поставщиков, зато результаты их работы стали оцениваться строже.
Правда, перенести этот опыт на российскую почву сложно. Надо быть уверенным, что пойманный за руку чиновник согласится уйти в отставку. До сих пор никакие золотые кровати или «мерседесы» на заказ к отставкам не приводили.


http://www.runewsweek.ru/country/33007/