Новости сайта

19.02.2010

Внедрение "электронного правительства" повысит качество оказания государственных услуг и их доступность для населения.

Федеральные власти поставили задачу к 2014 году повсеместно внедрить в регионах новую форму организации деятельности госорганов «электронное правительство». Со временем весь комплекс государственных услуг населению и бизнесу будет оказываться в электронном виде. Как происходят в регионах УрФО процессы перевода деятельности чиновников в «цифровой формат», выясняли корреспонденты «РГ».
Челябинская область
По словам вице-губернатора Челябинской области Николая Рязанова, работа по созданию элементов «электронного правительства» на Южном Урале ведется с 2001 года.
Предполагается создание двух контуров. Под внутренним понимается защищенный правительственный интранет, включающий системы электронного документооборота органов госвласти, мониторинга и анализа развития области и муниципальных образований, реестр электронных административных регламентов, в том числе оказания государственных услуг. Эта часть работы в основном уже выполнена.
Внешний контур — это официальные сайты губернатора и правительства Челябинской области в глобальной сети. С 2004 года в регионе действует сайт областного госзаказа, количество посетителей которого в 2009 году перевалило за 484 тысячи.
В ближайшее время планируется запустить также портал госзакупок: электронные торги призваны свести к нулю вероятность коррупции. Сведения о контрактах — впервые в России — можно будет принимать в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи. За 10 лет в области проведено более 5000 электронных торгов, в результате сэкономлено четыре миллиарда бюджетных рублей.
Челябинская область является и одним из пилотных субъектов РФ по отработке проектов развития унифицированного реестра госуслуг и типовой информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Посетителю таких центров достаточно обратиться с имеющимися документами, а все необходимые справки закажут специалисты, связавшись с соответствующими ведомствами.
В конце 2009 года Челябинская область победила во всероссийском конкурсе по реализации административной реформы и получила грант в размере 33 миллионов рублей. За счет этих средств будут развиваться существующие МФЦ и создаваться новые (в течение 2010–2011 годов к действующим трем прибавятся еще 14).
Свердловская область
На Среднем Урале внедрение «электронного правительства» поручено самому молодому министерству, созданному в конце 2009 года. Ведомство до сих пор не оформлено как юрлицо и имеет в штате лишь одного сотрудника — министра информационных технологий и связи Ирину Богданович. Отсюда вся неопределенность. Так, до сих пор неизвестна сумма, которую регион готов потратить на автоматизацию госуслуг. По словам министра, в целях экономии приоритет будет отдан типовым решениям.
- Времени на создание нового нет, нужно максимально быстро адаптировать к задачам «электронного правительства» уже существующие продукты. Поставщиками могут быть и федеральные компании, и региональные, — говорит Ирина Богданович.
Предстоит создать межведомственную систему документооборота, управлять которой будет ситуационный центр обработки данных, оснащенный высокоскоростными каналами связи. Программное обеспечение разных министерств частично можно унифицировать. Специфическое ПО предстоит «перенастроить» так, чтобы информация в виде сводной отчетности стекалась в ситуационный центр, а оттуда — на мониторы к губернатору и председателю правительства.
В первую очередь к работе в сети приобщатся министерства соцзащиты, здравоохранения, культуры и управления госимуществом — всего в единую систему до декабря 2010 года будет включено порядка 70 услуг. Доступ к региональному порталу появится уже в феврале, но только в тестовом режиме, а к 1 апреля на нем планируется разместить шаблоны документов. Через год граждане смогут отслеживать в интерактивном режиме, на какой стадии рассмотрения их обращение. Полноценно реестр госуслуг заработает лишь к 2013 году.
Курганская область
С переходом на электронный документооборот штат администрации Курганской области может быть сокращен, заявил губернатор Олег Богомолов. Но это, похоже, произойдет не скоро. Пока глава региона, наоборот, дал поручение своим заместителям рассмотреть вопрос о создании специального подразделения, которое будет заниматься только электронным правительством.
В регионе отрабатывают юридические, организационные и технические вопросы перехода на новую систему работы. Приняты необходимые нормативно-правовые акты. Все города и районы, за исключением Альменевского, обзавелись официальными сайтами.
По словам начальника управления информационных технологий Михаила Камнева, всего предполагается пять этапов перевода предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Первый этап завершится до 1 декабря: будет создан сводный реестр услуг. На втором этапе (к 1 января 2011 года) на едином портале будут размещены формы заявлений и документов, которые можно будет скопировать и заполнить в электронном виде.
К июлю 2012 года предполагается обеспечить заявителю возможность получать услугу, представив документы в электронном виде, на следующем этапе гражданин сможет отслеживать и ход ее предоставления. И наконец, к 2014 году зауральцы будут иметь возможность полностью получить услугу в электронном виде.
Тюменская область
С прошлого года портал органов госвласти Тюменской области все желающие могут использовать для отправки чиновникам запроса, вопроса, жалобы. Но пока «продвинутых пользователей» немного — за год около трехсот. Для большинства привычнее обивать пороги учреждений. Специалисты уверяют: главный барьер — психологический. Чтобы обеспечить электронный контакт с чиновниками всех жителей области, в глубинке создают пункты общественного доступа к сети.
На портале в тестовом режиме действует сайт государственных и муниципальных услуг — это информационно-консультатив­ная виртуальная при­ем­ная, где можно скачать и заполнить свыше сотни образцов заявлений. Судя по стремительному росту числа посещений, сайт набирает популярность.
Ну а в самих кабинетах и коридорах власти с внедрением системы электронного документооборота уменьшается бумажный поток. Канцелярия главы региона, губернатор, его заместители посредством компьютерной сети отправляют поручения, отслеживают их выполнение. Отказались от бумаг и члены комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам.
Правительство региона подписало с одним ним из ведущих отечественных банков соглашение, которое в числе прочего предусматривает реализацию проекта «Электронная карта жителя Тюменской области». После его реализации с помощью универсальной пластиковой карты сибиряки смогут оплачивать коммунальные и транспортные услуги, получать социальные пособия, пенсии, выкупать лекарства.
Югра
Округ первым в России (с 2007 года) начал реализовывать проект «Электронный гражданин» по массовому обучению основам компьютерной грамотности. Курсы прошли 5000 человек, в их числе работники бюджетной сферы, пенсионеры, инвалиды, мало­обеспеченные югорчане, представители коренных народов Севера.
По мнению зампреда правительства Югры Сергея Кучина, окружной сайт — самый эффективный инструмент взаимодействия власти с населением. Многих жителей округа привлекает возможность с помощью Интернета обратиться напрямую к губернатору.
На сайте работает круглосуточная бесплатная юридическая клиника, в начале текущего года появился портал госуслуг. Он адресован разным категориям жителей, предпринимателям и организациям. Здесь можно найти бланки, объемную справочную информацию, а также множество полезных ссылок, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
Организационно-контрольное управление администрации губернатора общается с населением в электронном формате с 2006 года. Тогда за год было принято 120 обращений, а к 2009-му их число выросло до 800.
Все более привычной во многих учреждениях Югры становится электронная очередь, появился и ряд других подобных сервисов, например, «Мобильный регион», созданный в сотрудничестве с ГИБДД. Но самым популярным ресурсом стали универсальные карты «Югра». Пока карта внедрена в семи муниципальных образованиях и позволяет получить порядка двух десятков видов госуслуг, но их число будет расти.
Как сообщила Наталья Маслова, председатель комитета по информационным ресурсам, в последнее время активно развиваются сайты муниципалитетов: из 104 уже 68 имеют веб-страницы, в их числе и сельские территории.
Между тем
Многие участники конференции по электронному документообороту, недавно прошедшей в Екатеринбурге, высказали мнение, что эффект от подобных проектов ниже, чем ожидают заказчики. И проблема не столько в качестве программного обеспечения, сколько в неподготовленности персонала к работе по новым правилам. Особым консерватизмом, по мнению разработчиков ПО, отличаются государственные структуры и крупные производственные холдинги.
Опыт показывает, что ускоренное внедрение нецелесообразно. Работники не успевают адаптироваться и, боясь потерять работу, начинают саботировать проект.
По мнению участников конференции, повысить эффективность электронного документооборота на таких предприятиях можно с помощью массового обучения персонала. Подспорьем могут стать и центры компетенции, включающие сотрудников, которые с самого старта проекта работают в тесной связке с поставщиком ПО, а впоследствии могут полностью заменить внешних консультантов.


http://www.rg.ru/2010/02/18/reg-ural/elektronnoepravitelstvo.html