Новости сайта

08.02.2010

Конференция о конкуренции

В Иркутске обсудили вопросы развития здоровой экономики

В конце прошлой недели Иркутск посетила представительная делегация Министерства экономического развития РФ во главе с Эльвирой Набиуллиной, чтобы обсудить вопросы развития конкуренции в Сибирском федеральном округе.

Для участия в конференции также прибыли полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Квашнин, президенты Российского союза производителей и предпринимателей и «Опоры России» Александр Шохин и Сергей Борисов, губернаторы регионов, сенаторы Совета федерации РФ. Все вместе они думали, как вылечить экономику страны от монополизма и прекратить нездоровые отношения бизнеса и власти, почему в России такие дорогие товары и зачем регионам нужны программы развития конкуренции.

В экономике – как в медицине

Конкуренция в России развита слабо – такой постулат содержится в федеральной программе развития конкуренции, принятой в мае прошлого года.

– Наша экономика очень монополизирована,– говорит Эльвира Набиуллина. – Но монополизм – это следствие. И как в медицине, так и в экономической политике, с симптомом бороться можно, иногда необходимо, но чтобы действительно излечить болезнь, нужно устранить причину. Монополизм – это, с одной стороны, черта нашей структуры экономики, с другой – наследие экономики административных барьеров, которая сформировалась за последние 10–15 лет. Именно в эти годы было воздвигнуто большинство тех процедур, нормативных ограничений, которые не дают сегодня развиться многим секторам экономики, и это надо признать.

Нездоровые отношения бизнеса и власти, когда предприниматели с помощью чиновников блокируют появление на рынке своих возможных конкурентов, по мнению Эльвиры Набиуллиной, приводят к высоким ценам на продукцию и низкое качество товара. Она подчеркнула, что такие явления распространены и в розничной торговле, и в секторе производства продуктов питания, и в сфере услуг.

– Некоторые руководители порой, к сожалению, совершенно искренне ставят целью создать независимую региональную экономику на своей территории. Так называемую экономику самообеспечения, когда внутри региона производится все необходимое для его существования. И за такой подход, по сути, расплачиваются граждане из своего кармана. Ведь завышенные цены – это следствие прежде всего отсутствия здоровой конкуренции. И если компании не конкурируют, они не стремятся к внедрению новых технологий, – считает Эльвира Набиуллина.

Министр признает, что нужно сокращать административные барьеры, которые тоже отражаются на цене товара.

– Сегодня их количество, стоимость и сроки преодоления выходят за всякие разумные границы. Чтобы получить разрешение на строительство нового объекта предпринимателю нужно пройти от 20 до 50 процедур в зависимости от региона. Это занимает в среднем от семи месяцев до трех лет. И предстоит потратить только на официальные платежи примерно в 30 раз больше, чем в развитых странах мира. Понятно, что все это переходит в цену квадратного метра.

Эльвира Набиуллина рассказала, что в правительстве РФ анализируются все административные барьеры по секторам, идет работа по оптимизации и сокращению функций органов власти. К настоящему времени готовы конкретные предложения по агропромышленному комплексу, образованию, на очереди – строительная отрасль.

– Мы намерены радикально ограничить и сроки, и количество процедур, которые надо пройти для оформления земельного участка, получения разрешения на строительство, введения сооружения в эксплуатацию, – говорит глава Минэкономразвития. – Важно, чтобы эта работа была качественно организована в регионах и муниципалитетах. По оценкам специалистов, 75%барьеров в строительстве сосредоточено имен она этих уровнях власти. Возглавить работу должны органы исполнительной власти субъектов РФ, и в первую очередь принять региональные программы развития конкуренции.

Минэкономразвития не нравятся региональные программы

Координацию разработки программ развития конкуренции осуществляет Минэкономразвития, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба. По словам Эльвиры Набиуллиной, в ее ведомство поступило 72 региональных проекта, из них 50 – официально, остальные – в рабочем порядке. Документ должен содержать определение рынков, на которых сосредоточивается его действие, анализ состояния конкуренции, барьеры и план мероприятий по решению проблем.

– Пока ни одна из направленных в министерство программ не соответствует этим требованиям, – сообщила Эльвира Набиуллина. – Работа ведется с августа, поэтому результат нас беспокоит. По планам мы должны эту деятельность завершить к 1 марта, а в апреле данный вопрос будет обсуждаться на заседании правительства РФ. Нам важно, чтобы программы не носили формальный характер, а были направлены на решение реальных проблем. Должно быть устроено их публичное обсуждение с привлечением предпринимателей. Та информация, которой мы располагаем, говорит о том, что такой дискуссии в регионах, к сожалению, пока не ведется.

При этом у программы развития конкуренции Иркутской области, по мнению министра, одна из самых высоких стадий готовности. Она отметила, что это стало одной из причин проведения первой конференции по вопросам развития конкуренции и семинара для разработчиков программ именно в Иркутске.

Иркутская область выбрала три направления

Для подготовки программы развития конкуренции Иркутской области было проанализировано десять товарных рынков, по итогам решено сосредоточить внимание на трех: нефтепродукты, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

– Мы посчитали необходимым приложить усилия именно в этих трех направлениях, – отметил министр экономического развития Иркутской области Владимир Пашков.

Он рассказал, что на розничном рынке нефтепродуктов региона работает несколько операторов, один из них занимает доминирующее положения, контролируя почти 50%. Еще более монополизирован рынок оптовых поставок. Здесь одна компания владеет более 80%.

– Это ведет к тому, что цены на оптовом рынке, по сути дела, диктует один участник, остальным приходится подстраиваться, – пояснил Владимир Пашков.

В результате в Иркутской области бензин один из самых дорогих в Сибирском федеральном округе.

Характеризуя состояние строительной отрасли, Владимир Пашков отметил, что этому рынку в области свойственны все общероссийские проблемы. В сфере коммунального хозяйства, по мнению регионального министра, нужно вести разговор о конкуренции за право выхода на этот рынок, повышении его привлекательности для частных структур. В настоящее время только 36% имущества ЖКХ передано в управление организациям частной собственности.

– Конкуренция нужна не столько предприятиям, сколько потребителям, чтобы они могли приобретать качественную продукцию по доступной цене, –сказала Эльвира Набиуллина. – И одно из преимуществ программы Иркутской области, что она выделяет в качестве приоритетов те секторы, которые напрямую связаны с кошельками граждан.

Монополистом быть удобно
На вопрос, что мешает развитию конкуренции, в своем выступлении дал ответ заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов, подведя итоги 2009 года. По его словам, половина дел, по которым работала ФАС, связаны с нарушениями со стороны государственных органов власти и местного самоуправления.

– Поэтому на первое место с точки зрения того, что препятствует развитию конкуренции, я бы поставил административные барьеры, – отметил Андрей Цыганов. – А тот факт, что только министерство сельского хозяйства может спокойно отказаться более чем от 70 контрольно-надзорных функций, действительно, говорит о том, что регулирование избыточно.

В ФАС считают, что нужна система открытых прозрачных процедур не только при покупке органами власти необходимых товаров и услуг, но и при продаже.

– Государство должно это делать не по итогам закрытых переговоров, а на основе открытых процедур, – уверен Андрей Цыганов. – Предполагается, что в 2011 году вся информация о том, кто, как и что продал, а также кто, как и что купил, будет размещаться в Интернете. Это позволит существенным образом изменить ситуацию с конкуренцией в России.
Второй фактор, мешающий развитию конкуренции, – стереотипы в поведении хозяйствующих субъектов.

– Монополистом быть удобно. Не надо думать о будущем, заниматься инновациями, надо просто вести свое дело, получая в большинстве случаев необоснованно высокие доходы. 9 тысяч 604 дела по нарушениям антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением на рынке рассмотрено службой в 2009 году.

Сибирь как голодная курица

По мнению президента Российского союза производителей и предпринимателей Александра Шохина, антимонопольное законодательство еще далеко от идеала. Он обозначил несколько тем, которые волнуют бизнесменов. В частности, отметил, что законодательно не закреплено положение, которое позволяет провести четкую грань между согласованными действиями хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, и параллельными независимыми действиями.

– Определение состава правонарушения без этого разграничения очень проблематично, – считает Александр Шохин.

Губернатор Дмитрий Мезенцев сообщил президенту РАПП, что на территории Иркутской области представлены практически все вертикально интегрированные компании, и предложил провести в Иркутске заседание правления союза.

– Именно здесь было бы актуально обсудить вопросы, связанные с миграцией центра прибыли, когда компании платят налоги в том регионе, где зарегистрированы, а не там, где располагается производство. Сегодня в бюджете Иркутской области, при том, что мы имеем безусловное конкурентное преимущество по уровню тарифов на электроэнергию, нет ни рубля на инвестиционное развитие. И во многом это, как мы считаем, следствие низкой налоговой отдачи от предприятий, которые достаточно успешно работают в регионе, имеют стабильные заказы.

А полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин предложил участникам конференции обратить внимание и на принципы конкуренции между макрорегионами, которые для него остаются непонятными. По мнению полпреда, вся Сибирь находится в неравном положении по сравнению с другими территориями страны. Он отметил, что 60% ВВП России дает СФО, при этом по федеральным целевым программам на округ приходится менее 7% финансирования:– Как курица, несем золотые яйца, а инвестиционного кормления получаем недостаточно.


Автор: Екатерина Еременко