Новости сайта

08.02.2010

Теперь за сговор можно угодить за решетку

Материалы по 70 торгам были направлены в 2009 году департаментом города Москвы по конкурентной политике в московское УФАС России для проверки фактов сговора участниками размещения заказа. Об этом сообщил руководитель департамента Геннадий Дёгтев на пресс-конференции, посвященной борьбе с антиконкурентными соглашениями на аукционах.
Он отметил, что сговор наносит не только значительный экономический ущерб бюджету города, но также подрывает доверие общественности к конкурсному процессу, обесценивает выгоды конкурентного рынка. Руководитель департамента привел пример, в котором, по его мнению, были все признаки подобного сговора. 21 января 2010 года на Единой торговой площадке Департамента города Москвы по конкурентной политике прошли аукционы на строительство детских садов. В них приняли участие свыше 50 компаний. Суммарная стартовая цена превысила 3,5 млрд. рублей. Разыгрывалось 19 лотов. При этом, отметил Г.Дёгтев, часть компаний, которые пришли на торги именно за получением горзаказа, в добросовестной конкурентной борьбе дали среднее снижение 19,2%, а вот у 5 компаний среднее снижение по восьми лотам составило всего 2%. «Понятно, что здесь,- сказал Г.Дёгтев, — никакой конкурентной борьбы не наблюдалось». Он также указал на то, что залог обеспечения 8 аукционов, где было сделано минимальное снижение и участники не торговались, составил 1 млрд руб. «Эти значительные средства остаются замороженными и компании, подавшие заявки на участие, на 20 дней лишаются этих средств, а в условиях кризиса каждый рубль имеет свою особую цену, отметил Г.Дёгтев.
Как заявил руководитель московского УФАС России Владимир Ефимов, при стартовой суммарной цене данного аукциона 3,5 млрд. рублей при снижении, которое показали 5 компаний, город потерял 350 млн. рублей или, как минимум, не досчитался двух детских садиков. По его словам, в случае, если факт сговора будет доказан, его участникам грозит по новому уголовному законодательству до 6 лет лишения свободы. При этом он пояснил, что если раньше участник сговора делал чистосердечное признание во время административного расследования, ему это засчитывалось, теперь же такое признание будет учтено только, когда оно сделано до начала расследования.
Г. Дёгтев обратил внимание ещё на одну сторону сговора. Если в конкурентной борьбе принимает участие компания-новичок или компания, которая не согласилась играть по навязываемым ей правилам, то компании-участники сговора стараются в ходе конкурсной процедуры довести ценовые предложения до нижней границы, когда цена от стартовой снижается на 30 или более процентов. Выполнение качественных работ в этом случае становится крайне проблематичным. А в случае неисполнения обязательств с компании взыскивается неустойка и штраф. «Учитывая, что город усиливает ответственность за неисполнение контракта, сказал Г. Дёгтев, госзаказчик может в судебном порядке расторгнуть контракт. И если суд признает правоту госзаказчика, компания, не справившаяся с обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков».
Как заявил Г.Дёгтев, по итогам упомянутого аукциона Тендерный комитет обратился в УФАС России с просьбой провести расследование и оценить действия участников на предмет сговора. Решение антимонопольной службы Департамент рассчитывает получить в первом квартале 2010 года.
Отвечая на вопрос, какие формы может принимать сговор, он в качестве примера привел следующее: подача заявок прикрытия. Это наиболее распространенный способ реализации схем манипуляций с заявками на конкурсах. Он реализуется, когда физические или юридические лица договариваются подать заявки при соблюдении условий, что конкурент соглашается подать заявку с ценой, превышающей цену в заявке участника, который должен стать победителем; или конкурент подает заявку с ценой, которая, как уже заранее известно, слишком высокая, чтобы ее приняли; или конкурент подает заявку, содержащую особые условия, которые, как заранее известно, являются неприемлемыми для покупателя. Эта форма сговора, подчеркнул руководитель департамента, призвана создать впечатление настоящей конкуренции. Другая форма — так называемая ротация заявок. Здесь стороны, участвующие в сговоре, продолжают подавать заявки, но они договариваются о том, чтобы побеждать в аукционе по очереди (т.е. по очереди становится квалифицированным участником, предложившим минимальную цену). Методы реализации соглашений о ротации заявок могут варьироваться. Например, участники сговора могут решить распределять между всеми компаниями денежные суммы от определенной группы договоров приблизительно поровну или в соответствии с размерами каждой компании.
Против сговора как системного явления департаментом, по словам Г.Дёгтева, ведется постоянная профилактическая работа: регулярный анализ рынков, изучение динамики изменения цен, увеличение числа участников торгов и пр. Он также добавил, что в настоящее время департаментом готовится документ, в котором предусмотрен ряд мер, направленных на борьбу с антиконкурентными соглашениями. В частности, если на торгах будет отмечено снижение меньше 5%, оно будет расцениваться городской аукционной комиссией как наличие косвенных признаков картельного сговора и соответствующие материалы будут сразу же передаваться в УФАС России. Г.Дёгтев также отметил, что еще одним весьма важным инструментом в борьбе против коррупционных проявлений, является внедрение и интенсивное развитие системы электронных торгов, поскольку в них закладывается принцип конфиденциальности и анонимности участия. Свободный доступ к процедуре и конфиденциальность — главные инструменты в борьбе с картельным сговором, резюмировал Г. Дёгтев.