15.01.2010
Не в интересах чиновника. Госзаказ и электронные аукционы
Продавать что-либо государству всегда считалась на Руси делом выгодным. Только вот выгода здесь, как правило, добывается не вполне честным путем. Новый год уже принес существенные изменения в деловые отношения предпринимателей и госструктур. А в середине года ожидаются очередные новшества. Но смогут ли они сделать сферу интернет-закупок более прозрачной и кристально честной? Мало того, государство постепенно переселяется в Интернет, и по идее скоро любой гражданин сможет оформлять все необходимые справки, разрешения и декларации, не выходя из сети. Не сказки ли это?
Перманентная электронная революция
С 1 января ряд товаров, работ и услуг, специальный перечень которых был утвержден правительством РФ в конце декабря, все федеральные заказчики в обязательном порядке должны закупать только через электронные аукционы. А еще через полгода с 1 июля федеральные заказчики будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Ожидается, что в результате более 70% общего объема госзаказа будет размещаться на специальных уполномоченных электронных торговых площадках, а процесс отбора поставщиков товаров и услуг для органов государственной власти будет осуществляться путем открытых электронных конкурсов и аукционов.
Федеральные чиновники уверены, что это большой шаг вперед. Например, Михаил Евраев, начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением государственного заказа заявил в интервью «РГ», что эта реформа «наступает на серьезные финансовые интересы многих чиновников и предпринимателей, которые раньше имели возможность распределять госзаказ в собственных интересах. А теперь такие возможности у них существенно сокращаются». По его мнению, электронные аукционы порождают электронные злоупотребления, но выявленные лазейки будут закрыты законодательно, и вообще лазеек постепенно становится все меньше и меньше. И скоро электронная торговля будет царить повсеместно: для региональных и муниципальных заказчиков размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным с 1 января 2011 года.
Впрочем, в этой сфере все меняется очень быстро. Например, как сообщили в министерстве по делам территориальных образований Саратовской области, с июля 2009 года на областной электронной торговой площадке goszakaz.saratov.gov.ru для всех муниципальных заказчиков области обеспечена возможность проведения электронных аукционов. А в областном комитете по координации и контролю закупок для госнужд уточнили, что в связи с последними изменениями в законодательстве, на региональной электронной площадке электронные аукционы проводятся лишь до 1 июля. После этого они будут возможны лишь на 5 федеральных электронных площадках, которые отберут в ходе специального конкурса. Эти изменения еще не учтены в областной целевой программе «Развитие местного самоуправления в Саратовской области». Впервые формирование автоматизированной информационной системы размещения государственного и муниципального заказа АИС «Госзакупки» было начато в 2006 году, а год назад программа была продолжена еще на три года до 2012-го. И предполагала размещение всех закупок области (и государственных, и муниципальных) на одном портале. Теперь придется приспосабливаться к новым «магазинам».
Лучше поздно, чем никогда?
По словам Павла Беликова, министра по делам территориальных образований Саратовской области, 355 сельских и 42 городских поселений обеспечены выходом в интернет и имеют возможность проведения электронных аукционов. В настоящее время только муниципальное образование «Город Саратов» не приступило к работе в информационной системе АИС «Госзакупки».
Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы, видит в этом косность городской администрации: «Увы, косность основная характеристика чиновников нынешней городской администрации. Там есть несколько специалистов-»звездочек", «рабочих лошадок». Но большинство работает из-под палки, с большим скрипом. А может быть, имеет место и коррупционная составляющая".
В администрации Саратова говорят, что в прошлом году все сотрудники муниципальных учреждений, которые являются заказчиками, получили свидетельства о праве работать с АИС «Госзакупки» и время потребовалось, чтобы адаптировать программное обеспечение под нужды города, уточнить настройки. Еще одна задача весь заказ перевести в электронную форму и полностью уйти от морально устаревшего и дорогого бумажного документооборота.
Может быть, это и разумный подход. Но только наше быстро меняющееся законодательство практически не дает возможности убить всех зайцев сразу: и пока Саратов приспосабливается к областной торговой площадке, она прикажет долго жить. И все работу придется начинать заново.
Алексей Санников, председатель комитета по экономике администрации Саратова говорит: «Для проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо наличие электронных площадок в Интернете, имеющих гарантированное надежное программное обеспечение, обеспечивающее равный доступ участников размещения заказа к участию в аукционе в соответствии с законодательством о размещении заказов. Операторы электронных площадок в Саратовской области гарантии обеспечения надежности программного обеспечения в соответствии с перечисленными требованиями не дают».
Дешево, сердито и с нарушениями
Как уже упоминалось, электронные аукционы не самоцель, а средство борьбы с коррупцией. Даже в официальных отчетах постоянно фигурирует сумма экономии, которую получил бюджет от тех или иных аукционов. Например, как сообщила Наталья Калашникова, зампред областного комитета по координации и контролю закупок для госнужд, по состоянию на 28 декабря 2009 года за прошлый год проведено более 1 650 электронных аукционов на общую сумму более 1,1 млрд руб, при этом областной бюджет сэкономил более 140 млн. Муниципальные заказчики провели лишь 134 электронных аукциона с объемом торгов в 80 млн руб. и сумели сэкономить 13 млн. То есть эффект от такого вида закупок составил порядка 1315%. Однако пока доля электронных аукционов в совокупном объеме государственных заказов области составляет всего 10%.
Однако дешево не значит идеально. Например, Александр Ульянов, министр экономического развития и торговли области, не доволен 94-ФЗ, по которому проходят все госзакупки: «Мы теряем нормальное качество товара. Существует лишь один критерий цена. И никаких дополнительных условий мы выставить не можем. Самый свежий пример купили для министерства бумагу, так она в ксероксе застревает. И как выйти из этой ситуации не понятно». Олег Галкин, депутат облдумы, председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям считает, что качество товара и недобросовестность поставщиков основные проблемы госзакупок: «Чем сложнее продукция, тем проще подогнать условия аукциона под конкретного поставщика. А вот купить простые вещи, например, одежду, с определенным качеством очень сложно оно плохо поддается описанию. Как, например, описать качество шва? А такие простые вещи и составляют большинство товаров, которые заказываются государством и муниципалитетами. Мы в области уже сталкивались с недобросовестными строительными организациями, которые выигрывали конкурсы на ремонт школ, а потом исчезали с полученным авансом. В областном правительстве создан реестр недобросовестных поставщиков, но кто мешает фирмам-однодневкам перерегистрироваться? Есть еще один путь, которым сейчас не пользуются недоброкачественный товар представить на товарную экспертизу, и потом судиться с поставщиком».
На федеральном уровне сейчас активно обсуждается идея единого общероссийского классификатора продукции. Предполагается, что отсутствие общих и точных стандартов описания товаров и услуг является причиной коррупции. Одни из самых распространенных различные написания одного и того же товара, искусственное дробление лотов. В прессе не раз приводились примеры махинации с буквами, когда извещения об аукционах пишутся с помощью латинских букв, похожих по написанию на кириллицу. И поисковые системы уже не выдают этот текст по запросу. Однако, как утверждает Наталья Калашникова, на саратовском сайте госзакупок это злоупотребление невозможно: названия товаров, работ и услуг не вводятся заказчиками самостоятельно, а выбираются из единого справочника продукции, который классифицирован по группам и подгруппам продукции. Другими словами, на Саратовщине уже действует аналог того, что на федеральном уровне только обсуждается. Впрочем, Александр Ульянов считает, что и классификатор продукции не решит всех проблем: там тоже не будет возможности указать все конкретные показатели, а значит, предложение товаров будет происходить по аналогии, а этот метод, по его мнению, тоже не обеспечивает качества. Как и товарная экспертиза после драки кулаками махать:
И по данным Саратовского управления Федеральной антимонопольной службы, число жалоб на организацию госзакупок растет в геометрической прогрессии: в 2008 году статистика нарушений по госзакупкам была увеличена в 2 раза, в 2009 году опять произошел двукратный скачок. Впрочем, одновременно в 4 раза увеличилось число жалоб, отозванных самими подателями, и в 3 раза выросло число необоснованных жалоб. То есть жалоба становится способом создания препятствий для конкурентов.
Представители областной прокуратуры в прошлом году выявили 790 нарушений, опротестовали 136 незаконных правовых актов, дисциплинарное взыскание применено в отношении 261-го гражданина, к административной ответственности привлечено 69 человек, возбуждено 2 уголовных дела. Основными нарушениями являются несоблюдение сроков опубликования в официальном печатном издании или размещения на сайте извещения о проведении торгов,выбор заказчиками неправильного способа размещения заказа, установление противоречащих требований к участникам размещения заказа,необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, запросе котировок,установление в извещении о проведении конкурса (аукциона) не предусмотренных законом критериев, нарушения при заключении контрактов.
Частный Интернет-интерес
В декабре федералы изменили правила интернет-общения не только для государственных и муниципальных заказчиков, но и для обычных граждан, вынужденных обращаться к чиновникам по разным поводам. С 16-го декабря заработал портал www.gosuslugi.ru, на запуск которого было потрачено более 100 млн руб. Как сообщала «РГ», здесь в режиме онлайн доступна информация пока о 110 услугах, хотя всего их предоставляется гражданам федеральными структурами власти около полутора тысяч. Кроме того, по сведениям издания здесь же можно узнать примерно о двухстах услугах регионального и муниципального уровней власти. Если говорить о практической пользе, то заказать с помощью интернета справку или заполнить и сдать декларацию о доходах пока нельзя, а вот узнать график работы того или иного ведомства, его место расположения и найти необходимые и юридически корректные бланки документов, которые можно распечатать прямо с сайта легко.
Информация о госуслугах может быть представлена в 3 вариантах, которые близки друг другу по смыслу: по категориям (видам деятельности чиновников), по ведомствам или жизненным ситуациям. Например, выходящий на пенсию человек найдет нужную себе информацию или в категории «социальное обеспечение», или обнаружит, что Пенсионный фонд подчиняется минздравсоцразвитию РФ, или выберет «жизненную ситуацию» «выход на пенсию». Можно выбрать только ту информацию, которая предназначена для физических или юридических лиц.
Буквально в заголовке портала объявлено, что это тестовая версия разработчики «Ростелеком» и Минкомсвязи намерены корректировать его вместе с населением. Свои замечания можно оставить в рубриках «ваше мнение» и «заметил ошибку сообщи». И работа портала не ограничится информацией о необходимых документах и графике работы чиновников. Уже в этом, 2010 году будет начат поэтапный перевод документов из тестового режима в реальный, а начиная с 2011-го, как планируются в Минкомсвязи, все документы можно будет заполнять и отправлять в ведомства, сидя дома. Кроме того, готовятся для публичного запуска на портале еще около 500 услуг.
"Это прекрасная новость", считает депутат Саратовской городской думы и конкурсный управляющий Виктор Марков. «Государственные структуры переходят к открытости в Интернете. Например, сейчас можно зайти на сайт любого арбитражного суда и получить полную информацию о судебных решениях. А ведь раньше приходилось подолгу ожидать выписок: Так что Россия не такая отсталая страна. Правда, только с помощью интернета коррупцию не победишь. Надо воспользоваться опытом Сингапура, где существует очень жесткое требование ко всем законам: их тексты должны быть такими простыми, чтобы их мог понимать каждый, и чтобы не было возможности двойного трактования. А у нас даже юристы не всегда согласны между собой, как понимать тот или иной закон».
Кстати, Сингапур показывает России пример и в смысле госуслуг в Интернете. Недавно российская делегация в ходе недавнего визита в Сингапур тестировала аналогичный интернет-портал правительства этой страны. И там можно отслеживать движение личных запросов и документов и контролировать работу чиновников. Платные услуги можно оплатить электронной карточкой, а для тех, у кого нет доступа в Интернет работают инфоматы и call-центры. Что-то подобное планируется ввести и в России.
Двое из ларца, одинаковых с лица
Если федеральный сайт госуслуг только открылся, то саратовский уже имеет некоторый опыт существования. Он был запущен в эксплуатацию в октябре 2008 года: по адресу pgu.saratov.gov.ru можно также найти информацию о государственных и муниципальных услугах, оказываемых в нашем регионе, какие документы необходимы в том или ином случае, куда и в какие часы надо обращаться. Здесь также имеются рубрики (гражданство, ЖКХ, здравоохранение и т.п.). Кроме того, каталог услуг разбит на части гражданам, бизнесу или органам власти. Можно воспользоваться и специальным поиском. Есть и рубрикатор организаций, структурированный по алфавиту и территориально.
В общем, по сути то же самое, что и на федеральном сайте, но информация пока там и там не дублируется. Например, в разделе «Семья» на федеральном сайте предлагают узнать все об усыновлении и попечительстве, вплоть до того, чтобы посмотреть анкеты детей, нуждающихся в усыновлении. А на областном портале под той же рубрикой находится информация лишь о ежемесячных пособиях беременным и кормящим матерям для приобретения полноценного питания. А в рубрике «ЖКХ» у федералов вывешены лишь тарифы и нормативы, а в регионе много информации по аварийным ситуациям, но, к примеру, нет данных по оформлению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку это сфера деятельности муниципалитета. Получается, что муниципалы должны обзаводиться своими порталами? А нам гражданам придется разбираться, в чьи полномочия входит та или иная услуга, которая нам потребовалась? Возможно, ответы на эти вопросы будут получены, когда федеральный сайт заработает на 100%.
По официальным данным в год различные госуслуги оказываются порядка 360 млн раз. То есть в среднем каждый житель страны получает в год 2,5 услуги от своего государства. При этом 17% россиян умудряются вообще не обращаться к чиновникам, не доверяя органам власти.
Маргарита Соловьева
http://analytics.sarbc.ru/analytics/2010/01/13/96831.html