Новости сайта

15.01.2010

Не в интересах чиновника. Госзаказ и электронные аукционы

Продавать что-либо государству всегда считалась на Руси делом выгодным. Только вот выгода здесь, как правило, добывается не вполне честным путем. Новый год уже принес существенные изменения в деловые отношения предпринимателей и госструктур. А в середине года ожидаются очередные новшества. Но смогут ли они сделать сферу интернет-закупок более прозрачной и кристально честной? Мало того, государство постепенно переселяется в Интернет, и по идее скоро любой гражданин сможет оформлять все необходимые справки, разрешения и декларации, не выходя из сети. Не сказки ли это?
Перманентная электронная революция

С 1 января ряд товаров, работ и услуг, специальный перечень которых был утвержден правительством РФ в конце декабря, все федеральные заказчики в обязательном порядке должны закупать только через электронные аукционы. А еще через полгода — с 1 июля — федеральные заказчики будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Ожидается, что в результате более 70% общего объема госзаказа будет размещаться на специальных уполномоченных электронных торговых площадках, а процесс отбора поставщиков товаров и услуг для органов государственной власти будет осуществляться путем открытых электронных конкурсов и аукционов.
Федеральные чиновники уверены, что это большой шаг вперед. Например,
Михаил Евраев
, начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением государственного заказа заявил в интервью «РГ», что эта реформа «наступает на серьезные финансовые интересы многих чиновников и предпринимателей, которые раньше имели возможность распределять госзаказ в собственных интересах. А теперь такие возможности у них существенно сокращаются». По его мнению, электронные аукционы порождают электронные злоупотребления, но выявленные лазейки будут закрыты законодательно, и вообще лазеек постепенно становится все меньше и меньше. И скоро электронная торговля будет царить повсеместно: для региональных и муниципальных заказчиков размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным с 1 января 2011 года.
Впрочем, в этой сфере все меняется очень быстро. Например, как сообщили в министерстве по делам территориальных образований Саратовской области, с июля 2009 года на областной электронной торговой площадке goszakaz.saratov.gov.ru для всех муниципальных заказчиков области обеспечена возможность проведения электронных аукционов. А в областном комитете по координации и контролю закупок для госнужд уточнили, что в связи с последними изменениями в законодательстве, на региональной электронной площадке электронные аукционы проводятся лишь до 1 июля. После этого они будут возможны лишь на 5 федеральных электронных площадках, которые отберут в ходе специального конкурса. Эти изменения еще не учтены в областной целевой программе «Развитие местного самоуправления в Саратовской области». Впервые формирование автоматизированной информационной системы размещения государственного и муниципального заказа АИС «Госзакупки» было начато в 2006 году, а год назад программа была продолжена еще на три года — до 2012-го. И предполагала размещение всех закупок области (и государственных, и муниципальных) на одном портале. Теперь придется приспосабливаться к новым «магазинам».

Лучше поздно, чем никогда?
По словам Павла Беликова
, министра по делам территориальных образований Саратовской области, 355 сельских и 42 городских поселений обеспечены выходом в интернет и имеют возможность проведения электронных аукционов. В настоящее время только муниципальное образование «Город Саратов» не приступило к работе в информационной системе АИС «Госзакупки».
Виктор Марков
, депутат Саратовской городской думы, видит в этом косность городской администрации: «Увы, косность — основная характеристика чиновников нынешней городской администрации. Там есть несколько специалистов-»звездочек", «рабочих лошадок». Но большинство работает из-под палки, с большим скрипом. А может быть, имеет место и коррупционная составляющая".
В администрации Саратова говорят, что в прошлом году все сотрудники муниципальных учреждений, которые являются заказчиками, получили свидетельства о праве работать с АИС «Госзакупки» и время потребовалось, чтобы адаптировать программное обеспечение под нужды города, уточнить настройки. Еще одна задача — весь заказ перевести в электронную форму и полностью уйти от морально устаревшего и дорогого бумажного документооборота.
Может быть, это и разумный подход. Но только наше быстро меняющееся законодательство практически не дает возможности убить всех зайцев сразу: и пока Саратов приспосабливается к областной торговой площадке, она прикажет долго жить. И все работу придется начинать заново.
Алексей Санников, председатель комитета по экономике администрации Саратова говорит: «Для проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо наличие электронных площадок в Интернете, имеющих гарантированное надежное программное обеспечение, обеспечивающее равный доступ участников размещения заказа к участию в аукционе в соответствии с законодательством о размещении заказов. Операторы электронных площадок в Саратовской области гарантии обеспечения надежности программного обеспечения в соответствии с перечисленными требованиями не дают».
Дешево, сердито и с нарушениями
Как уже упоминалось, электронные аукционы — не самоцель, а средство борьбы с коррупцией. Даже в официальных отчетах постоянно фигурирует сумма экономии, которую получил бюджет от тех или иных аукционов. Например, как сообщила Наталья Калашникова
, зампред областного комитета по координации и контролю закупок для госнужд, по состоянию на 28 декабря 2009 года за прошлый год проведено более 1 650 электронных аукционов на общую сумму более 1,1 млрд руб, при этом областной бюджет сэкономил более 140 млн. Муниципальные заказчики провели лишь 134 электронных аукциона с объемом торгов в 80 млн руб. и сумели сэкономить 13 млн. То есть эффект от такого вида закупок составил порядка 13–15%. Однако пока доля электронных аукционов в совокупном объеме государственных заказов области составляет всего 10%.
Однако дешево не значит идеально. Например,
Александр Ульянов, министр экономического развития и торговли области, не доволен 94-ФЗ, по которому проходят все госзакупки: «Мы теряем нормальное качество товара. Существует лишь один критерий — цена. И никаких дополнительных условий мы выставить не можем. Самый свежий пример — купили для министерства бумагу, так она в ксероксе застревает. И как выйти из этой ситуации не понятно». Олег Галкин
, депутат облдумы, председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям считает, что качество товара и недобросовестность поставщиков — основные проблемы госзакупок: «Чем сложнее продукция, тем проще подогнать условия аукциона под конкретного поставщика. А вот купить простые вещи, например, одежду, с определенным качеством очень сложно — оно плохо поддается описанию. Как, например, описать качество шва? А такие простые вещи и составляют большинство товаров, которые заказываются государством и муниципалитетами. Мы в области уже сталкивались с недобросовестными строительными организациями, которые выигрывали конкурсы на ремонт школ, а потом исчезали с полученным авансом. В областном правительстве создан реестр недобросовестных поставщиков, но кто мешает фирмам-однодневкам перерегистрироваться? Есть еще один путь, которым сейчас не пользуются — недоброкачественный товар представить на товарную экспертизу, и потом судиться с поставщиком».
На федеральном уровне сейчас активно обсуждается идея единого общероссийского классификатора продукции. Предполагается, что отсутствие общих и точных стандартов описания товаров и услуг является причиной коррупции. Одни из самых распространенных — различные написания одного и того же товара, искусственное дробление лотов. В прессе не раз приводились примеры махинации с буквами, когда извещения об аукционах пишутся с помощью латинских букв, похожих по написанию на кириллицу. И поисковые системы уже не выдают этот текст по запросу. Однако, как утверждает Наталья Калашникова, на саратовском сайте госзакупок это злоупотребление невозможно: названия товаров, работ и услуг не вводятся заказчиками самостоятельно, а выбираются из единого справочника продукции, который классифицирован по группам и подгруппам продукции. Другими словами, на Саратовщине уже действует аналог того, что на федеральном уровне только обсуждается. Впрочем, Александр Ульянов считает, что и классификатор продукции не решит всех проблем: там тоже не будет возможности указать все конкретные показатели, а значит, предложение товаров будет происходить по аналогии, а этот метод, по его мнению, тоже не обеспечивает качества. Как и товарная экспертиза — после драки кулаками махать:
И по данным Саратовского управления Федеральной антимонопольной службы, число жалоб на организацию госзакупок растет в геометрической прогрессии: в 2008 году статистика нарушений по госзакупкам была увеличена в 2 раза, в 2009 году опять произошел двукратный скачок. Впрочем, одновременно в 4 раза увеличилось число жалоб, отозванных самими подателями, и в 3 раза выросло число необоснованных жалоб. То есть жалоба становится способом создания препятствий для конкурентов.
Представители областной прокуратуры в прошлом году выявили 790 нарушений, опротестовали 136 незаконных правовых актов, дисциплинарное взыскание применено в отношении 261-го гражданина, к административной ответственности привлечено 69 человек, возбуждено 2 уголовных дела. Основными нарушениями являются несоблюдение сроков опубликования в официальном печатном издании или размещения на сайте извещения о проведении торгов,выбор заказчиками неправильного способа размещения заказа, установление противоречащих требований к участникам размещения заказа,необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, запросе котировок,установление в извещении о проведении конкурса (аукциона) не предусмотренных законом критериев, нарушения при заключении контрактов.

Частный Интернет-интерес
В декабре федералы изменили правила интернет-общения не только для государственных и муниципальных заказчиков, но и для обычных граждан, вынужденных обращаться к чиновникам по разным поводам. С 16-го декабря заработал портал www.gosuslugi.ru, на запуск которого было потрачено более 100 млн руб. Как сообщала «РГ», здесь в режиме онлайн доступна информация пока о 110 услугах, хотя всего их предоставляется гражданам федеральными структурами власти около полутора тысяч. Кроме того, по сведениям издания здесь же можно узнать примерно о двухстах услугах регионального и муниципального уровней власти. Если говорить о практической пользе, то заказать с помощью интернета справку или заполнить и сдать декларацию о доходах пока нельзя, а вот узнать график работы того или иного ведомства, его место расположения и найти необходимые и юридически корректные бланки документов, которые можно распечатать прямо с сайта — легко.
Информация о госуслугах может быть представлена в 3 вариантах, которые близки друг другу по смыслу: по категориям (видам деятельности чиновников), по ведомствам или жизненным ситуациям. Например, выходящий на пенсию человек найдет нужную себе информацию или в категории «социальное обеспечение», или обнаружит, что Пенсионный фонд подчиняется минздравсоцразвитию РФ, или выберет «жизненную ситуацию» — «выход на пенсию». Можно выбрать только ту информацию, которая предназначена для физических или юридических лиц.
Буквально в заголовке портала объявлено, что это тестовая версия — разработчики — «Ростелеком» и Минкомсвязи — намерены корректировать его вместе с населением. Свои замечания можно оставить в рубриках «ваше мнение» и «заметил ошибку — сообщи». И работа портала не ограничится информацией о необходимых документах и графике работы чиновников. Уже в этом, 2010 году будет начат поэтапный перевод документов из тестового режима в реальный, а начиная с 2011-го, как планируются в Минкомсвязи, все документы можно будет заполнять и отправлять в ведомства, сидя дома. Кроме того, готовятся для публичного запуска на портале еще около 500 услуг.
"Это прекрасная новость", — считает депутат Саратовской городской думы и конкурсный управляющий Виктор Марков. — «Государственные структуры переходят к открытости в Интернете. Например, сейчас можно зайти на сайт любого арбитражного суда и получить полную информацию о судебных решениях. А ведь раньше приходилось подолгу ожидать выписок: Так что Россия не такая отсталая страна. Правда, только с помощью интернета коррупцию не победишь. Надо воспользоваться опытом Сингапура, где существует очень жесткое требование ко всем законам: их тексты должны быть такими простыми, чтобы их мог понимать каждый, и чтобы не было возможности двойного трактования. А у нас даже юристы не всегда согласны между собой, как понимать тот или иной закон».
Кстати, Сингапур показывает России пример и в смысле госуслуг в Интернете. Недавно российская делегация в ходе недавнего визита в Сингапур тестировала аналогичный интернет-портал правительства этой страны. И там можно отслеживать движение личных запросов и документов и контролировать работу чиновников. Платные услуги можно оплатить электронной карточкой, а для тех, у кого нет доступа в Интернет — работают инфоматы и call-центры. Что-то подобное планируется ввести и в России.

Двое из ларца, одинаковых с лица
Если федеральный сайт госуслуг только открылся, то саратовский уже имеет некоторый опыт существования. Он был запущен в эксплуатацию в октябре 2008 года: по адресу pgu.saratov.gov.ru можно также найти информацию о государственных и муниципальных услугах, оказываемых в нашем регионе, какие документы необходимы в том или ином случае, куда и в какие часы надо обращаться. Здесь также имеются рубрики (гражданство, ЖКХ, здравоохранение и т.п.). Кроме того, каталог услуг разбит на части — гражданам, бизнесу или органам власти. Можно воспользоваться и специальным поиском. Есть и рубрикатор организаций, структурированный по алфавиту и территориально.
В общем, по сути то же самое, что и на федеральном сайте, но информация пока там и там не дублируется. Например, в разделе «Семья» на федеральном сайте предлагают узнать все об усыновлении и попечительстве, вплоть до того, чтобы посмотреть анкеты детей, нуждающихся в усыновлении. А на областном портале под той же рубрикой находится информация лишь о ежемесячных пособиях беременным и кормящим матерям для приобретения полноценного питания. А в рубрике «ЖКХ» у федералов вывешены лишь тарифы и нормативы, а в регионе — много информации по аварийным ситуациям, но, к примеру, нет данных по оформлению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку это сфера деятельности муниципалитета. Получается, что муниципалы должны обзаводиться своими порталами? А нам гражданам придется разбираться, в чьи полномочия входит та или иная услуга, которая нам потребовалась? Возможно, ответы на эти вопросы будут получены, когда федеральный сайт заработает на 100%.
По официальным данным в год различные госуслуги оказываются порядка 360 млн раз. То есть в среднем каждый житель страны получает в год 2,5 услуги от своего государства. При этом 17% россиян умудряются вообще не обращаться к чиновникам, не доверяя органам власти.


Маргарита Соловьева
http://analytics.sarbc.ru/analytics/2010/01/13/96831.html