Наши публикации в СМИ
Государственный и муниципальный заказ: обзор проблемных ситуаций / март 2009

Непростая экономическая ситуация, сложив­шаяся в стране, сказывается на всех сферах ве­дения бизнеса. Колебания курсов валют и дру­гие обстоятельства могут значительно ослож­нить выполнение государственного либо муни­ципального заказа.

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА

В условиях финансового кризиса коррект­ное выполнение условий заключённого государ­ственного или муниципального контракта может стать невозможным. Задержка сроков поставки или выполнения работ, а то и полный отказ от выполнения обязательств… Как в этой ситуации действовать предпринимателю и какие штраф­ные санкции его ждут?

- В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Федерального за­кона «О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд» цена муни­ципального контракта является твёрдой и не мо­жет изменяться в ходе его исполнения, — пред­упреждает начальник отдела формирования и размещения заказа Департамента экономики ад­министрации г. Иркутска Марина Таипова. — За­коном не предусмотрена возможность увеличе­ния цены контракта в связи с инфляцией, коле­баниями валют и т. п. Инфляционные риски при исполнении контрактов с твёрдой ценой отно­сятся к коммерческим рискам поставщика (ис­полнителя, подрядчика), которые он должен предусмотреть в цене заявки на участие в тор­гах. Данные риски не могут быть компенсирова­ны за счёт средств федерального бюджета, бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов. И все участники размещения заказа, пожелавшие при­нять участие в торгах, заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупрежде­ны о невозможности изменения цены контракта.

- При заключении и исполнении государствен­ного или муниципального контракта изменение его условий как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке не допускается. Это ка­сается, в том числе, и сроков исполнения кон­тракта, — говорит юрист Роман Буянов. — В слу­чае просрочки исполнения поставщиком (испол­нителем, подрядчиком) обязательства, предусмо­тренного контрактом, заказчик вправе потребо­вать уплату неустойки (штрафа, пеней). Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавлива­ется контрактом в размере не менее одной трёх­сотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Цен­трального банка РФ.

- Конкретный размер неустойки устанавлива­ется контрактом, — отмечает Марина Викторовна. — Для предупреждения возникновения неблаго­приятных последствий для поставщиков в таких ситуациях можно посоветовать предпринимате­лям осуществлять страхование своей ответствен­ности по контракту.

- В условиях экономической нестабильности я бы рекомендовал не заключать контракты на по­ставку импортных товаров на длительный срок. Оптимальный вариант — квартал, не более полу­года. Чем меньше срок, на который заключается контракт, тем больше цена контракта будет соот­ветствовать цене, установившейся на рынке, — такой совет дал директор специализированной фирмы Олег Рыжков.

Как объяснил Роман Буянов, расторжение го­сударственного или муниципального контрак­та допускается по соглашению сторон или реше­нию суда.

В случае расторжения контракта по решению суда сведения о поставщике (исполнителе, под­рядчике), с которым контракт расторгнут, будут включены в реестр недобросовестных поставщи-ов, который ведёт Федеральная антимонополь­ная служба.

- Муниципальными заказчиками Иркутска в 2008 году расторгались контракты только по соглашению сторон. Всего было расторгнуто 84 контракта, — рассказала Марина Таипова. — Предметом большинства расторгнутых контрак­тов была поставка хозяйственно-бытовых това­ров для муниципальных образовательных учреж­дений, расторжение произошло в связи с не­возможностью исполнения поставщиком обяза­тельств по контракту. При этом если на момент принятия сторонами по контракту соглашения о расторжении контракта поставщиком были нару­шены обязательства по контракту, с него взыски­валась соответствующая неустойка, предусмотренная контрактом.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ КРИЗИСА?

- На строительном рынке ожидается уменьше­ние количества инвестиционных и частных про­ектов, что приведёт к ужесточению конкурен­ции при получении государственного или муни­ципального заказа, считает Олег Рыжков. -Это, в свою очередь, может породить демпинг. Под­рядчики, стремясь выиграть аукцион, будут уста­навливать цену ниже реальной стоимости. Есте­ственно, что это отразится на качестве выполне­ния заказа.

На рынке закупок товаров придётся, по-видимому, ожидать укрупнения заказов, — до­бавляет он. — За счёт этого заказчику удастся добиться экономии бюджетных средств, а для /частников заказы станут интереснее и привле­кательнее. На смену разрозненным мелким за­купкам придут оптовые. Это в свою очередь по-;ре6ует принятия обеспечительных мер и при­влечения кредитов для исполнения контракта. Соответственно, предприятия, у которых нет де­нег на обеспечение заявки и контракта, а также кредитных средств для его исполнения, не смогут участвовать в торгах.

ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ

- Проблемные ситуации могут возникнуть как следствие недостаточного знания законодатель­ства. Федеральным законом от 30 декабря 2008 № 308 были внесены изменения в 94-й закон «О размещении заказов…», — говорит Олег Рыж­ков. — Они вступят в силу 1 марта 2009 года. По­этому я бы рекомендовал ознакомиться с этим документом. Специально для предпринимателей действуют курсы обучения, на которых объясня­ются принятые изменения. Кроме того, существу­ют сайты с достаточным количеством справочной информации по ФЗ-94 и особенностям проведе­ния размещения заказов.

- С 1 марта меняется перечень документов, ко­торые участники должны представлять в соста­ве своих заявок на участие в конкурсах, аукцио­нах, — объясняет Марина Таипова. — Заказчикам предоставлена возможность устанавливать тре­бование к участникам размещения заказа спо­собом запроса котировок цен. Установлена воз­можность снижения цены контракта по согла­шению сторон без изменения предусмотренно­го контрактом количества товаров, объёма ра­бот, услуг и иных условий. Уточнены некоторые требования к проведению процедур размеще­ния муниципального заказа. Значительно рас­ширены и конкретизированы требования к про-цедуре проведения открытого аукциона в элек­тронной форме. Эти изменения вступают в силу с 1 июля 2009 года.

СТАТИСТИКА

В 2008 году общая сумма размещавшегося му­ниципального заказа города Иркутска по тор­гам, проведённым централизованно — через от­дел формирования и размещения заказов Де­партамента экономики администрации г. Иркутска, составила 4 988 235,05 тыс. руб. Всего от­делом была проведена 321 процедура торгов, в том числе 67 конкурсов и 254 аукциона. На 2009 год запланировано централизованное про­ведение закупок продукции для муниципальных нужд города Иркутска на торгах ориентировочно на 2 243 209,11 тыс. руб.

Вера Широкова, КСП