Государственный и муниципальный заказ: обзор проблемных ситуаций / март 2009
Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в стране, сказывается на всех сферах ведения бизнеса. Колебания курсов валют и другие обстоятельства могут значительно осложнить выполнение государственного либо муниципального заказа.
РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА
В условиях финансового кризиса корректное выполнение условий заключённого государственного или муниципального контракта может стать невозможным. Задержка сроков поставки или выполнения работ, а то и полный отказ от выполнения обязательств… Как в этой ситуации действовать предпринимателю и какие штрафные санкции его ждут?
- В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена муниципального контракта является твёрдой и не может изменяться в ходе его исполнения, — предупреждает начальник отдела формирования и размещения заказа Департамента экономики администрации г. Иркутска Марина Таипова. — Законом не предусмотрена возможность увеличения цены контракта в связи с инфляцией, колебаниями валют и т. п. Инфляционные риски при исполнении контрактов с твёрдой ценой относятся к коммерческим рискам поставщика (исполнителя, подрядчика), которые он должен предусмотреть в цене заявки на участие в торгах. Данные риски не могут быть компенсированы за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. И все участники размещения заказа, пожелавшие принять участие в торгах, заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта.
- При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение его условий как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке не допускается. Это касается, в том числе, и сроков исполнения контракта, — говорит юрист Роман Буянов. — В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трёхсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
- Конкретный размер неустойки устанавливается контрактом, — отмечает Марина Викторовна. — Для предупреждения возникновения неблагоприятных последствий для поставщиков в таких ситуациях можно посоветовать предпринимателям осуществлять страхование своей ответственности по контракту.
- В условиях экономической нестабильности я бы рекомендовал не заключать контракты на поставку импортных товаров на длительный срок. Оптимальный вариант — квартал, не более полугода. Чем меньше срок, на который заключается контракт, тем больше цена контракта будет соответствовать цене, установившейся на рынке, — такой совет дал директор специализированной фирмы Олег Рыжков.
Как объяснил Роман Буянов, расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда.
В случае расторжения контракта по решению суда сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым контракт расторгнут, будут включены в реестр недобросовестных поставщи-ов, который ведёт Федеральная антимонопольная служба.
- Муниципальными заказчиками Иркутска в 2008 году расторгались контракты только по соглашению сторон. Всего было расторгнуто 84 контракта, — рассказала Марина Таипова. — Предметом большинства расторгнутых контрактов была поставка хозяйственно-бытовых товаров для муниципальных образовательных учреждений, расторжение произошло в связи с невозможностью исполнения поставщиком обязательств по контракту. При этом если на момент принятия сторонами по контракту соглашения о расторжении контракта поставщиком были нарушены обязательства по контракту, с него взыскивалась соответствующая неустойка, предусмотренная контрактом.
ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ КРИЗИСА?
- На строительном рынке ожидается уменьшение количества инвестиционных и частных проектов, что приведёт к ужесточению конкуренции при получении государственного или муниципального заказа, считает Олег Рыжков. -Это, в свою очередь, может породить демпинг. Подрядчики, стремясь выиграть аукцион, будут устанавливать цену ниже реальной стоимости. Естественно, что это отразится на качестве выполнения заказа.
На рынке закупок товаров придётся, по-видимому, ожидать укрупнения заказов, — добавляет он. — За счёт этого заказчику удастся добиться экономии бюджетных средств, а для /частников заказы станут интереснее и привлекательнее. На смену разрозненным мелким закупкам придут оптовые. Это в свою очередь по-;ре6ует принятия обеспечительных мер и привлечения кредитов для исполнения контракта. Соответственно, предприятия, у которых нет денег на обеспечение заявки и контракта, а также кредитных средств для его исполнения, не смогут участвовать в торгах.
ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ
- Проблемные ситуации могут возникнуть как следствие недостаточного знания законодательства. Федеральным законом от 30 декабря 2008 № 308 были внесены изменения в 94-й закон «О размещении заказов…», — говорит Олег Рыжков. — Они вступят в силу 1 марта 2009 года. Поэтому я бы рекомендовал ознакомиться с этим документом. Специально для предпринимателей действуют курсы обучения, на которых объясняются принятые изменения. Кроме того, существуют сайты с достаточным количеством справочной информации по ФЗ-94 и особенностям проведения размещения заказов.
- С 1 марта меняется перечень документов, которые участники должны представлять в составе своих заявок на участие в конкурсах, аукционах, — объясняет Марина Таипова. — Заказчикам предоставлена возможность устанавливать требование к участникам размещения заказа способом запроса котировок цен. Установлена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом количества товаров, объёма работ, услуг и иных условий. Уточнены некоторые требования к проведению процедур размещения муниципального заказа. Значительно расширены и конкретизированы требования к про-цедуре проведения открытого аукциона в электронной форме. Эти изменения вступают в силу с 1 июля 2009 года.
СТАТИСТИКА
В 2008 году общая сумма размещавшегося муниципального заказа города Иркутска по торгам, проведённым централизованно — через отдел формирования и размещения заказов Департамента экономики администрации г. Иркутска, составила 4 988 235,05 тыс. руб. Всего отделом была проведена 321 процедура торгов, в том числе 67 конкурсов и 254 аукциона. На 2009 год запланировано централизованное проведение закупок продукции для муниципальных нужд города Иркутска на торгах ориентировочно на 2 243 209,11 тыс. руб.
Вера Широкова, КСП