Медицинских товаров и лекарственных средств
АНО "Эксперт" » Особенности торгов » Медицинских товаров и лекарственных средств

О проблемах при размещении заказов по программе ДЛО

КРИТИКУЯ- ПРЕДЛАГАЙ!

О проблемах при размещении заказов по программе

дополнительного лекарственного обеспечения

Екатерина Викторовна Лёзина — генеральный директор специализированной организации ООО «Центр подрядных торгов в строительстве».

Журнал Госзаказ: управление, размещение, обеспечение №10, 2007

Основная задача, которую ставило государство, реализуя программу дополнительного лекарственного обеспечения (далее — ДЛО), — решение вопросов доступности и качества лекарственной помощи населению, а именно социально уязвимым категориям граждан. данная программа затрагивает интересы около 12% населения Российской Федерации. Так как от нерешенных сегодня проблем страдают именно

«льготники», эта тема по-прежнему продолжает волновать многих граждан нашей страны.

Постоянно меняющийся перечень лекарственных средств, поставляемых в рамках ДЛО, отсутствие необходимого финансирования и, как следствие, лекарств в аптеках, заставляют «льготников» выходить из программы. Однако в реализации программы ДЛО достигнуты и определенные успехи: отработан алгоритм движения финансовых, информационных и товарных потоков; произошла определенная стабилизация цен на лекарственные средства в рамках ДЛО по сравнению со значительными колебаниями цен на коммерческом рынке; повысилась эффективность расходов бюджетных средств; значительная работа проделана по оснащению лечебно-профилактических учреждений и аптек вычислительной техникой и программным обеспечением. Причем данные мероприятия были реализованы за счет фармацевтических компаний, что было условием ранее проведённых Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования конкурсов и позволило сформировать статистическую аналитику на основании данных отчетности.

С 15 мая 2007 года в соответствии с Перечнем товаров (работ, услуг) размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденным Распоряжением Правительства РФ №б09-р, размещение государственного и муниципального заказа на поставку лекарственных средств и иных фармацевтических препаратов должно производиться исключительно посредством проведения аукциона. следовательно, данный порядок распространяется и на размещение заказа на поставку лекарственных средств в рамках программы ДЛО. специалисты видят в данных изменениях порядка размещения заказа немалую угрозу для реализации этой программы в 2008 году. Причины, на наш взгляд, следующие:

1. Исполнение программы ДЛО — это, прежде всего, услуга, оказываемая государством льготным категориям граждан. А вот качество услуги, в том числе отпуск лекарственных средств гражданам, т.е. работу с населением, в рамках аукциона оценить просто невозможно. В рамках борьбы за победу в ранее проводимых конкурсах в соответствии с критерием «Качество услуги< его участники предлагали такие немаловажные дополнительные услуги, как:

•обеспечение всех участников реализации программы, включая пункты отпуска лекарственных средств, информационно-технологическими комплексами (компьютерами, программами, позволяющими обеспечить эффективное взаимодействие участников реализации программы практически в режиме on — line , учет выданных лекарственных средств и дефектуры);

• информирование граждан о расположении тех или иных аптечных учреждений, а также о механизме реализации своих прав на дЛО (посредством публикаций в СМИ, адресной рассылки, работы единой круглосуточной справочной линии и тп.);

• организация аптечных пунктов непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях, что значительно упрощало «льготнику» получение лекарственного средства;

•доставка «льготнику» с тяжелым заболеванием лекарственного средства на дом и тд.;

2. Перечень лекарственных средств, необходимых к поставке, содержит более 1000 международных непатентованных наименований без учета изделий медицинского назначения, поставляемых в рамках регионального ДЛО. (Очевидно, что и региональные, и федеральные льготы должны обеспечиваться па единым правилам, схемам и ценам, а следовательно на одной процедуре размещения заказа).

Разделение на лоты по наименованию лекарственного средства, как рекомендуют контролирующие органы, без сомнения, приведет к заключению контрактов (потенциально) с 1000 исполнителей. Принимая во внимание то, что предметом аукциона не может быть просто поставка на склад, отследить которую все же можно, а необходимо показать реализацию всей цепочки (закупка — хранение — отпуск льготнику»), ресурсов для обеспечения эффективного контроля за работой такого количества исполнителей у органов здравоохранения в настоящее время просто не хватит. Причем не трудно предположить, что у исполнителя по каждому лекарственному средству может быть своя аптека для его отпуска. Очевидный результат: «льготник», больной, например, сахарным диабетом и вегето-сосудистой дистонией, будет вынужден ездить за получением необходимых ему лекарственных средств в разные концы города. Что, прямо надо сказать, не является фактором улучшения качества услуги, предоставляемой гражданину.

3. Проведение аукциона на лекарственные средства по международному непатентованному наименованию (формуле, которой могут соответствовать в некоторых случаях и 20—30 торговых наименований лекарственных средств от дешевого китайского до дорогого, например, немецкого, Я думаю, не надо пояснять, что и лечебный эффект от них разный).

В соответствии с п. 2 части 2 статьи 35 Федерального закона от 21 .07.2005 г. №94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» требовать от участника аукциона сертификат

(декларацию) или инструкцию на лекарственные средства, как документы, предоставляемые вместе с товаром на этапе проведения аукциона нельзя.

Анализ лекарственного средства занимает в среднем около одного месяца, однако согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 21 07.2005 г. №94- Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может быть более 10 календарных дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Следовательно, проверка качества и происхождения предлагаемого участником аукциона лекарственного средства к поставке на этапе проведения аукциона в действительности невозможно. А значит, есть риск поставки контрафактной продукции или же просто некачественных дешевых аналогов, лечебного эффекта от которых больной, боюсь, не оценит.

Наверное, мне ответят, что необходимо подробно прописывать порядок приемки товара, а также есть рычаги, предусмотренные законом, которые позволят государственному заказчику расторгнуть контракт с таким поставщиком и даже забрать у него обеспечение исполнения государственного контракта. Только вот, если мы обратим внимание на сроки, в которые госзаказчик сможет реализовать свои права, то путем элементарного подсчета становится очевидным, что с 01 января такой лекарственный препарат «льготник все равно не получит.

Есть и еще одна проблема, вытекающая из такого способа размещения заказа. Перечень лекарственных средств, которые будут поставляться по итогам проведенного аукциона, по понятным причинам не совпадёт с тем перечнем, который поставлялся а рамках программы ранее. Насколько мне известно, органы, уполномоченные на контроль и нормотворчество в сфере размещения заказа, уже работают над проблемой замены лекарственных средства, чтобы смена его на «аналоги» не привела к смерти. Любой врач ответит, что для тяжело больных смена любого лекарственного препарата, к которому его организм привык, повлечет за собой резкое ухудшение состояния. Об этом почему-то Минздравсоцразвития РФ не говорит и профессионально значимую позицию свою не отстаивает.

4. Сегодня по программе ДЛО происходит смена государственного заказчика. Ранее, до настоящего момента, его интересы представлял Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования. Теперь, согласно законопроекту, который к моменту выхода данной статьи, наверное, уже будет принят, полномочия по размещению заказа будут переданы региональным органам исполнительной власти по здравоохранению.

Решение в общем-то положительное, так как и по нынешнему законодательству именно Правительство субъекта РФ несет ответственность за поддержание должного уровня здравоохранения и социального обеспечения, включая лекарственное обеспечение. Но, кроме Москвы, для которой проведение аукционов — процедура не новая, большинство регионов не может похвастаться совершенными навыками проведения данной процедуры и предусмотренными законами механизмами.

Безусловно, проблем, связанных с реализацией программы ДЛО, конечно же, больше, и все их рассматривать в рамках данной статьи нецелесообразно.
Но как говорится, «осуждая — предлагай». И конечно же, предлагаемые нами меры глобальных проблем не ликвидируют, но, на наш взгляд, все-таки позволяют провести (даже в столь сжатые сроки) размещение заказа на поставку и отпуск лекарственных средств в рамках программы ДЛО.

Первое, что необходимо сделать, это обучить региональных специалистов органов исполнительной власти по здравоохранению проведению процедуры аукциона на поставку лекарственных средств, причем, опираясь на практический опыт, в том числе в части формулирования технического задания. Минздравсоцразвития РФ, неоднократно проводившее такие аукционы, вполне могло бы взять эти функции на себя.

Второе — предложить регионам с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и в сфере размещения заказа, и лекарственного обеспечения работающую схему реализации программы ДЛО. Например:

• проводить аукцион на поставку лекарственных средств по торговым знакам с обязательным указанием «или эквивалент». В качестве критериев эквивалентности установить: фасовку, дозировку, лекарственную форму, состав, лечебный эффект и тд. (здесь фармацевты могут дать более расширенные рекомендации);

• разделить размещение заказа на две составляющие, а именно: проведение аукциона на поставку лекарственных средств и проведение конкурса на определение исполнителя по отпуску лекарственных средств, т.е. выбор аптечной сети (что позволит оценить качество предлагаемых услуг и квалификацию участника).

Также можно было бы отдельно выделить услуги по приемке, хранению и распределению лекарственных средств (услуги склада), что позволило бы, в том числе, усилить контроль за качеством лекарственных средств, поставляемых фармацевтическими организациями.

Но данная схема потребует дополнительного финансирования за счет субъекта РФ (отдельной строкой в тарифе данная услуга не предусмотрена и не выделена), а при уже сформированном бюджете на 2008 год— это, к сожалению, не реализуемо.
данный механизм позволит государственным заказчикам своевременно и качественно выполнить свои функции по выбору исполнителей программы ДЛО и обеспечить работу с 01 января 2008 года.

В завершение хотелось бы отметить, что только основательность и последовательность действий государства и участников рынка сделают данную систему успешно функционирующей, а если и требующей каких-либо изменений, то только в части ее усовершенствования, но не радикального изменения.