Госзаказ должен стать профессией
АНО "Эксперт" » Статьи посвященные Госзаказу » Госзаказ должен стать профессией

Анна Катамадзе:

«Госзаказ должен стать профессией» Журнал «Директор» №3

Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ Анна Катамадзе является «самым главным» человеком в ведомстве по госзаказу. Именно она разрабатывает все основные поправки в профильное законодательство и утверждает правила игры на тогргах.

Обменяться опытом


— Анна Теймуразовна, скоро начнется выставка «Госзаказ — 2008», посвященная в этом году регионам. Какой основной посыл вы хотите передать им на этой выставке?
— Основной посыл этой выставки состоит в том, чтобы дать возможность представителям регионов обменяться опытом по созданию системы управления государственными закупками, У каждого региона складываются свои традиции и своя структура управления госзаказом. Кроме того, на выставке регионы получат возможность пообщаться и высказать свои суждения об имеющихся проблемах федеральным органам власти. для нас это сигнал к тому, чтобы дальше совершенствовать законодательство. И наконец, есть деловая часть выставки -готовятся форумы, круглые столы, на которых опять-таки, мы надеемся, будут обсуждаться проблемы правоприменения. Из этих обсуждений мы тоже постараемся сделать какие-то выводы дляёебя.
— Можете ли вы конкретизировать темы, направления, по которым на выставке развернутся дискуссии?
— Направления зададут сами участники. К примеру, по опыту прошлого года, мнения, озвученные на такой выставке, были учтены при подготовке большого пакета поправок, внесенных в законодательство по госзаказу в прошлом году — речь идет о Законе № 218, На этой выставке мы планируем провести что-то вроде семинара по новациям в законах, которые вступили в силу с 1 октября 2007 года. За пять месяцев с этого момента уже накопилась практика, о ней мы и хотели бы поговорить с регионами, не загоняя их в рамки заранее придуманных тематик.
— Какие проблемы волнуют представителей регионов?
— с 1 октября вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предполагают санкции за нарушение процедуры применения законодательства о госзаказе. думаю, это сейчас беспокоит регионы больше всего. Есть предложения по введению квалификационных критериев оценки заявок участников торгов без ограничения по весу (со вступлением в силу Закона №218 вес критерия «качество и квалификация» — субъективного критерия оценки — был ограничен 20%).
— С чем это связано? Появились недобросовестные победители аукционов?
— Это связано с тем, что с принятием Закона Ю 94-ФЗ заказчики должны более аккуратно, более содержательно и профессионально подходить к формированию требований документации при размещении заказа, а не надеяться на возможность «отсеять» заявки участников торгов исключительно путем их субъективной оценки.

Две гарантии


— Есть ли риск появления этого недобросовестного исполнителя, если требования к исполнителю составлены корректно?
— Если заказчик формирует требования корректно, заявка обеспечена 5-процентным задатком, а контракт — финансовой гарантией, вероятность заключения контракта с недобросовестным исполнителем и, соответственно, риск того, что он не будет выполнен, минимальны.
— То есть вы не прогнозируете возникновения вала недобросовестных победителей конкурсов и аукционов, например, в строительстве?
— Строительство — это особенная сфера, поэтому с введением требования о размещении заказа на строительство с 1 января 2008 года посредством проведения исключительно аукциона предусмотрены защитные меры. Кроме вышеперечисленных для аукциона на строительство установлены специальные предквалификационные требования. Участник допускается к аукциону в случае, если он располагает опытом в проведении аналогичного строительства за последние пять лет и документально (акты приемки и введения в эксплуатацию объекта) способен подтвердить, что выполнял не менее 20% объема аналогичного строительства на конкретном объекте. данная норма обеспечивает единство требования допуска на основании данных о фактически построенных и сданных объектах.
— Но 20% — это все-таки другой масштаб.
— Если подрядчик претендует на строительство объекта стоимостью в 1 млрд., он должен был ранее построить аналогичный объект стоимостью в 200 млн. и сдать его в эксплуатацию. Масштаб вполне сопоставим — речь ведь идет не о сдаче работ по предыдущему контракту, а о сдаче объекта в эксплуатацию с учетом всех требований, предъявляемых градостроительным законодательством к сдаваемым объектам.
— Но у него может оказаться в пять раз меньше техники и рабочих, чем нужно для выполнения миллиардного контракта.
— Приходя на торги, участник не демонстрирует «вживую» имеющееся у него оборудование и персонал, а констатирует в своей заявке наличие того и другого. Заказчик оценивает указанные параметры исходя лишь из того, что написано на бумаге, и не получает гарантий, что при реализации контракта исполнитель будет привлекать именно этот персонал и действительно обладает заявленным оборудованием. Именно поэтому Закон Ю 94-ФЗ исходит из необходимости применения финансовых гарантий исполнения контракта, а не оценки в процессе торгов заявленных на бумаге и непроверяемых параметров.
— Какие еще проблемы вы прогнозируете?
— Организационные. Со временем должен появиться круг лиц, занимающихся управлением госзаказа профессионально. Раньше таких кадров не было, потому что в этом не было потребности.
— А сейчас это такой же обязательный элемент управления, как бухгалтерия…
— Верно. Когда появился Бюджетный кодекс РФ, возникла потребность в специалистах, занимающихся госфинансами, два года назад (когда вступил в силу Закон № 94) такая же потребность появилась в госзаказе, особенно с учетом КоАПа.
— А откуда учреждениям брать профессиональных госзаказчиков?
— Это риторический вопрос, равно как и вопрос о том, где взять профессиональные кадры в целом для госслужбы и в вышеупомянутую бухгалтерию. Закон работает более двух лет и только в последние месяцы с санкциями по Кодексу об административных правонарушениях. Этого срока достаточно, чтобы погрузиться в тематику, обучить кадры и отладить процесс закупок.

Требуйте задаток


— Обратимся к поставщикам. Правильно ли я понял, что сейчас формируются две группы — компании, умеющие работать с госзаказом и развивающиеся за счет этого, и компании, не умеющие этого делать, причем у вторых шансов вскочить в «уходящий поезд» все меньше и меньше? Их шансы как раз увеличиваются — особенно с введением аукционного перечня размещения заказов (распоряжение Правительства Российской Федерации № 609-Р (В наст. время №236)), Кроме того, Минэкономразвития подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект изменений в указанное распоряжение, существенно расширяющий аукционный перечень продукции.
А степень готовности предпринимателей к работе в «госзаказе» измеряется не столько знанием процедур Закона, сколько их добросовестным желанием исполнять свои контрактные обязательства.
— В реестре недобросовестных поставщиков больше всего компаний, которые уклонялись от заключения контракта. С чем это связано?

— По Закону №94 у госзаказчиков есть право потребовать внесения задатка от всех участников торгов в размере до 5%. Задаток является гарантией того, что поставщик не уклонится в конечном итоге от заключения контракта. Если заказчики пренебрегают правом использовать задаток проблема с «уклонистом» может возникнуть.
— Возможна ли следующая ситуация: предприятие решило участвовать в госзаказе и наудачу подало свои заявки везде, понимая, что сможет выиграть только часть конкурсов, а в итоге выигрывает большинство конкурсов, но условия всех выполнить не может?
— Участник может заключить столько контрактов, сколько может выполнить, и уклониться от заключения остальных с потерей задатков — каждый раз по 5%. При этом сведения о таких участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
— В реестре он будет сидеть два года и думать, что так поступать больше не следует.
— Либо продолжать участвовать в тех торгах, где сам заказчик не исключает участия организаций, находящихся в реестре. У заказчика есть право при размещении заказа не устанавливать к участникам требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках торгов.
— А если поставщик переименовался?
— Если поставщик выходит на торги в качестве вновь зарегистрировавшейся компании, это значит, что компания участвует в торгах без оглядки на реестр недобросовестных поставщиков. Но для тех многих компаний, которые дорожат своим именем и имиджем, включение в реестр — существенное ограничение коммерческой деятельности.
— Как только появляется кнут в виде КоАПа, заказчики, совершившие ошибку, пытаються скрыть правду и, допустим, утаить недобросовестность поставщика. К примеру, тот плохо построил дом, но заказчик его принимает, потому что боится КоАПа… В результате заказчик плохо провел конкурс и его выиграл недобросовестный поставщик…
— Если заказчик при проведении торгов воспользовался правом установить к участникам требование об их отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, но при этом допустил такого участника к конкурсу или аукциону и в конечном итоге признал его победителем, у других участников торгов есть возможность обжаловать действия заказчика в контрольном органе. Скрыть факт допуска участника, включенного в реестр, невозможно, так как документация, протокол допуска со списком всех допущенных к конкурсу или аукциону размещены на официальном сайте. Как видите, в этой ситуации ничего не зависит от того, насколько успешно недобросовестный заказчик и недобросовестный поставщик будут скрывать свои махинации.

Беседовал Сергей МИНАЕВ