Государственные заказы

17.01.2017

Все изменения в работе заказчиков с 2017 года

1. Образование в сфере закупок для контрактного управляющего — обязательно. Работники контрактной службы и контрактный управляющий с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До конца 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим мог быть человек, имеющий образование по Закону № 94-ФЗ, который утратил силу в 2014 году.

Источник: ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (утратит силу с 1 января 2017 года).

2. Общественное обсуждение закупок стало обязательно для всех крупных закупок. С 1 января вступили в силу нормы об обязательном общественном обсуждении закупок. Правительство должно будет определить порядок общественного обсуждения и случаи, в которых оно обязательно. По результатам обязательного общественного обсуждения заказчика могут обязать внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменить закупки.

Источник: ст. 20 Закона № 44-ФЗ; постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. У заказчика появились две новые обязанности по описанию предмета закупки. С 1 января 2017 года заказчики обязаны указывать в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационный код закупки. Кроме того, у заказчика появилась обязанность прописывать наименование объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Источник: п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104, ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.

4. Нельзя проводить закупки, не включенные в план-график. С 1 января 2017 года вступил в силу прямой запрет Закона № 44-ФЗ на закупки, которые заказчик не включил в планы-графики. Если ранее закупки вне плана-графика запрещал только п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса и наказание на заказчика контролеры могли наложить только за несоблюдение бюджетного законодательства, то теперь это прямое нарушение Закона о контрактной системе.

В план-график по каждой закупке включают:

идентификационный код закупки;
наименование и описание объекта закупки, этапы оплаты (если исполнение контракта предусмотрено поэтапно);
дополнительные требования к участникам закупки (при наличии);
способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа;
дату начала закупки;
информацию о размере обеспечения заявки и контракта;
сведения о применении критерия стоимости жизненного цикла;
данные о банковском сопровождении контракта.
Источник: ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.

5. Планы закупок нужно публиковать в ЕИС. В единой информационной системе с 1 января 2017 года следует публиковать не только планы-графики, но также планы закупок и информацию о реализации плановых документов.

Источник: ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ.

6. Вступил в силу мониторинг закупок. Мониторинг — система наблюдения в сфере закупок. Основные методы наблюдения — сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о закупках, в том числе о планах закупок и планах-графиках. Мониторинг закупок проводит Минэкономразвития. В письме от 30.11.2015 № ОГ-Д 28–15114 ведомство пояснило, что мониторинг не механизм контроля в сфере закупок и не финансовый контроль, а система оценки обоснованности закупок.

Источник: ч. 1 ст. 97 Закона № 44-ФЗ; постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7. Появился новый вид контроля. С 1 января 2017 года вступили в силу положения Закона № 44-ФЗ о контроле, который проводят:

органы Федерального казначейства;
региональные и местные финансовые органы;
органы управления государственными внебюджетными фондами.
Они будут сопоставлять, насколько совпадает информация о финансовом обеспечении заказчика в плановых документах по закупкам с реальным доведенным до него объемом финансового обеспечения.

Контроль охватил все стадии закупок. Под контроль подпадет информация:

из планов-графиков и планов закупок;
извещений, документации и планов-графиков;
протоколов и документации;
проектов контрактов и протоколов;
реестра контрактов и условий контрактов.
Источник: ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367

8. Правительство обновило перечень товаров для закупки у УИС. Правительство обновило перечень товаров, при закупках которых заказчики предоставляют преимущество учреждениям уголовно-исполнительной системы. Перечень постановления от 14.07.2014 № 649 вышел в новой редакции. Новая редакция перечня потребовалась в связи с введением кодов ОКПД2.

Также для обновления кодов классификатора Правительство обновило перечень товаров, которые заказчик может закупить у УИС как у единственного поставщика. Кроме того, Правительство исключило из постановления сноски, которые позволяли заключать такие контракты только для нужд УИС, ФССП России и при размещении гособоронзаказа.

Источник: постановление Правительства РФ от 04.02.2016 № 63, постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 587.

9. Заказчики Крыма и Севастополя перешли на Закон № 44-ФЗ.Заказчики Республики Крым и города Севастополя окончательно перешли на закупки по правилам контрактной системы, включая обязанность работать в ЕИС.

Источник: ч. 32, 34, 37, 38 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

10. Расширен перечень нормируемой продукции. В обновленном перечне изменены наименования отдельных позиций, что связано с заменой кодов по ОКПД на коды по ОКПД2. В перечень нормируемых закупок вошли в числе прочих:

услуги связи по передаче данных по проводным телекоммуникационным сетям;
услуги по предоставлению высокоскоростного доступа в интернет;
закупки офисных приложений, систем управления процессами организации, средств обеспечения информбезопасности.
Источник: постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270.

11. Лечение за границей можно закупать у единственного поставщика. Контракты с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за рубежом с 1 января 2017 года следует проводить как закупку у единственного исполнителя. Проводить запрос предложений нельзя.

Источник: Федеральный закон от 03.07.2016 № 320-ФЗ.

12. Унитарные предприятия перешли на Закон № 44-ФЗ. С 1 января 2017 года ГУП и МУП перешли на закупки по нормам Закона № 44-ФЗ. Унитарные предприятия в 2017 году смогут применять Закон № 223-ФЗ только для закупок:

за счет безвозмездных грантов;
в роли исполнителя по контракту.
Источник: пп. 1, 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, для унитарных предприятий Правительство приняло технические НПА, регулирующие переход на правила работы по Закону о контрактной системе.

На момент подписания номера в печать это были:

постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270;
постановление Правительства РФ от 19.11.2016 № 1219;
приказ Минэкономразвития России от 24.10.2016 № 674;
постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1334;
постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1164.
УТРАТИЛИ СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА
1. Приказы Росстандарта от 10.11.2015 № 1745-ст и № 1746-ст. По окончании действия приказов ОКПД и ОКВЭД закончили применение.

2. Часть 4 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. Закончился срок, когда муниципальные власти могли принимать решения об уполномоченных органах.

3. Специальные антикризисные постановления:

норма об отсрочке уплаты неустоек по постановлению Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
правила замены по соглашению сторон срока, цены и количества товаров по контракту по постановлению Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 (ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
нормы о возможном необеспечении исполнения контракта по постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 № 182 (ч. 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ);
правила, по которым заказчик реструктурировал задолженность коммерческих банков по исполнению банковских гарантий, введенные постановлением Правительства РФ от 18.03.2016 № 211 (ч. 11 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Правительство рассматривает вопрос о возможном принятии аналогичных антикризисных постановлений со сроком действия на 2017 год.

Что изменилось для заказчиков по Закону № 223-ФЗ
1. Вступили в силу ограничения закупок импорта. С 1 января 2017 года заказчики при закупках должны отдавать предпочтение товарам российского происхождения и работам, которые выполняют исполнители из России. К закупкам у единственного поставщика ограничения не применяются.

Даже если заказчики не намерены закупать импортное, они обязаны прописать в положении о закупке и документации новые правила оценки и допуска заявок. В документацию о закупке они должны включить требование о том, что участники обязаны задекларировать в заявке страну происхождения товаров. А также написать, что участник:

несет ответственность за недостоверные сведения о стране происхождения;
указывает НМЦК каждого предмета закупки.
Кроме того, в документацию нужно включить такое условие: если участник не укажет страну происхождения товара, его заявку не отклонят, но заказчик будет рассматривать ее как содержащую иностранные товары.

Источник: постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

2. За нарушение норм закупок у МСП учреждение переведут на контрактную систему. 1 января 2017 года закон вводит новую форму наказания для заказчиков, не выполняющих объемы закупок у МСП. Если в течение 2017 года учреждение не выполнит нормы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства или разместит в ЕИС недостоверный отчет о таких закупках, оно с 1 февраля 2018 года потеряет право работать по Закону № 223-ФЗ. И до окончания календарного года будет применять Закон № 44-ФЗ.

Источник: ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

3. Заказчики-банки обязаны отчитываться по закупкам у субъектов МСП. С 1 января 2017 года заказчики-банки с активами более 2 млрд руб. обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и составлять годовой отчет о закупках у МСП.

Источник: постановление Правительства РФ от 26.07.2016 № 719, постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169, постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

4. Мониторинг закупок у субъектов МСП расширили. Мониторинг закупок у МСП будут проводить в отношении большего количества заказчиков по Закону № 223-ФЗ.

Изменили перечни федеральных и региональных заказчиков, которых «Корпорация МСП» и власти регионов проверяют на предмет участия в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уточнили перечень конкретных заказчиков, обязанных закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В перечень заказчиков, планы которых проверяют на участие МСП, из постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169 внесены субъекты естественных монополийи организации энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТБО.

Ряд заказчиков из перечней (в том числе ГУП и МУП) исключили. Отдельные наименования заказчиков откорректировали.

Конкретные и отдельные заказчики, в отношении которых проводят мониторинг и оценку, могут утвердить программу партнерства с учетом предложений «Корпорации МСП».

Источник: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2016 № 2623-р. Распоряжение вносит поправки в следующие документы:

распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р с перечнем заказчиков, чьи проекты планов закупок оценивает на предмет участия малого и среднего бизнеса «Корпорация МСП»;
распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 № 717-р с перечнем заказчиков, чьи проекты планов закупок оценивают на предмет участия малого и среднего бизнеса власти регионов России;
распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р с перечнем заказчиков, обязанных закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов МСП.
5. Изменили методику расчета годового объема закупок у субъектов МСП. Планируя долгосрочные договоры на закупку инновационной продукции, рассчитывать годовой объем закупок теперь следует за каждый год исполнения.

Формировать по результатам года отчет о закупках у МСП заказчик может, используя лишь сведения из единого реестра субъектов МСП.

Рассчитывая совокупный годовой стоимостный объем договоров с субъектами МСП, не надо учитывать:

+
закупки по строительству, реконструкции, ремонту опасных, сложных и уникальных зданий и сооружений, а также закупки по разработке проектной документации таких объектов с начальной ценой выше 400 млн руб.;
проектно-строительные, ремонтные и ликвидационные работы опасных и критически важных объектов (если они не находятся в утвержденном заказчиком перечне закупок у МСП) с начальной ценой выше 400 млн руб.
Источник: постановление Правительства РФ от 14.12.2016 № 1355. Изменения внесли в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 о годовом объеме закупок инновационной продукции у субъектов МСП.

ЕЩЕ 3 ИЗМЕНЕНИЯ ПО ЗАКУПКАМ У МСП, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЗАКАЗЧИК
1. Установили предельный срок оплаты контрактов с субъектами МСП — не более 30 дней с момента приемки заказчиком.

2. «Корпорация МСП» с 1 января 2017 года проводит оценку соответствия проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по постановлению № 1169. Уточнили сроки уведомления «Корпорации МСП» и властей регионов о размещении в ЕИС планов закупок и годовых отчетов.

3. Изменили правила формирования плана закупок, определенные постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932. Форму дополнили сведениями о совокупном стоимостном годовом объеме совершенных закупок инновационной продукции у субъектов МСП и годовом объеме такой продукции, который планируется к закупке.